Славянские руны и их обозначение. Славянские руны: значение, описание, подробное толкование, и их сочетания между собой. Особенности славянской символики

У кого угодно – скандинавов, индийцев, германцев, египтян и у многих других народов, только не у славян, только не у русских. Очень часто древнеславянские руны и их значение умаляются традиционными историками – ценность для истории мировых цивилизаций не доказана, считают они.

Однако, благодаря новейшим исследованиям профессора В. А. Чудинова, доказано, что первыми и наиболее древними были именно древнеславянские руны. Древнейшие русские руны нанесены на камни еще 24–30 тысячелетий назад. Все остальные руны и иероглифы основаны на древнеславянских или напрямую их копируют.

О расселении славян по всему миру и о том, что они пришли с севера из древнейшей Даарии (Гипербореи) – материка, который располагался в районе современного северного полюса (по предположению В. А. Чудинова это была Гренландия). Двигаясь с севера на юг, по всему миру славяне несли с собой руническую культуру и письменность. Об этом еще в средние века писал в труде «Славянское царство» забытый официальными историками Мавро Орбини.

Ярчайшим фактом рунического письма являются этрусские надписи, которые можно прочитать, только если использовать русские слоговые руны. Даже древние римляне говорили: «Этрусское не читается».

Древнерусские руны и их значение в истории развития письменности

Руны знали и использовали для письма, за редким исключением, все славяне и окружающие их народы. Руническое письмо (руница) является слоговым, не очень удобным для использования в быту. Кроме слогового письма у славянорусов в ходу было буквенное. После вытеснения ведизма христианством и уничтожения прослойки волхвов слоговые руны какое-то время использовались ремесленниками и купцами в сочетании с буквенным письмом.

Кирилл и Мефодий добавили в русское руническое буквенное письмо чисто греческие буквы для обозначения греческих слов и звуков, изъяв при этом те буквы и звуки, которые не воспринимали греческие уши и язык. В греческом алфавите только 24 буквы и их совершенно недостаточно для передачи всех русских звуков. Поэтому русское руническое письмо, в котором некоторые исследователи насчитывают до 144 только основных рун, никак не может быть производным от греческого алфавита.

Именно на основании рунической письменности возникли практически все алфавиты в мире – от латиницы до китайских и японских иероглифов.

Сакральное значение древнерусских рун

Считается, что руны – дар бога Велеса и сотворены в момент творения Вселенной. Это не просто буквы, это образы, передающие информацию.

Сакральный образный смысл был доступен только волхвам и передавался ими из поколения в поколение. Для понимания истинного значения рун мало знать значение отдельно взятой руны – очень многое в толковании зависит от порядка их расположения.

Именно при помощи рун древние русские поддерживали связь с богами. Древнерусские руны и их значение в повседневной бытовой жизни трудно переоценить. При их помощи волхвами создавались защитные амулеты и обереги, проводились заговоры, гадания и другие магические ритуалы. Для требовалось произнести необходимое заклинание. Чаще всего в сакральных целях использовались 18 магических рун:

  • Руна "Есть" – женское начало на всей планете.
  • Руна "Уд" – мужская энергия и сила.
  • Руна "Даждьбог" – символизирует оплодотворение Земли, получение урожая.
  • Руна "Чернобог" – открывает скрытые, тайные силы человека.
  • Руна "Радуга" – мост между мирами Яви и Нави, может открыть скрытые способности.
  • Руна "Крада" – необходимость духовного развития.
  • Руна "Рок" – сила божественного, природного порядка.
  • Руна "Нужда – подчинение личному закону-порядку, использование знания для своей выгоды.
  • Руна "Исток" – аккумуляция внутренней мощи и силы.
  • Руна "Сила" – изменение судьбы, единство противоположностей. Правь становится одним целым, когда соединяются Явь и Навь.
  • Руна "Опора" – объединение сознания с разрозненными частями собственного «Я» и Вселенной, оберегает внутренние силы и эмоции.
  • Руна "Перун" – бесконечная власть, управление, абсолютная мужская сила.
  • Руна "Треба" – жертва богам, призванная очистить от всего лишнего – богатства, знаний, таланта, карьеры.
  • Руна "Берегиня" – защищает славян, рожениц и молодых матерей от представителей другого мира.
  • Руна "Ветер" – божественное наслаждение битвой, смерть – этап битвы.
  • Руна "Белбог" – тяга к достижению высшей цели.
  • Руна "Леля" – рождение нового, мощь и сила древа Рода.
  • Руна "Алатырь" – абсолютный покой, принятие единственно верных решений.

Для использования силы рун с пользой нужно четко разобраться в их назначении. Необходимо знание символики и мифологии славянских народов. Без таких знаний попытки создать талисман или оберег могут принести только вред или, в лучшем случае, не дать результата. Нельзя забывать, что у славянорусов не было добрых и злых богов – все боги были разносторонними и в зависимости от обстоятельств могли принести пользу или вред.

При гадании трактовать руны возможно только в сочетании. Поодиночке они ничего сказать не могут даже опытному пользователю.

В настоящее время древнеславянские руны и их значение легко изучить через сеть Интернет – они описаны на множестве сайтов. Однако при выборе информации для изучения необходимо обладать базовыми знаниями о жизни древних славян, ведь в сети очень много противоречивых сведений, которые требуют от пользователя критического отношения.

Слово сказаний живых,
Мощное, вечное слово,
Светлый, кипучий родник,
Кладезь богатства родного.
Народное творчество

Как были найдены Славянские руны

Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор.

Исследование Славянский храма Ретры, указывает на тот факт, что на кумирах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, не германскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на кумирах были бы начертаны ими.


В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

На существование у Славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей Черняховской археологической культуре, однозначно связанной со Славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.

Примером “Черняховского” Славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с. Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же Черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.

Так, чрезвычайно интересен Славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению ни одного Славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.

Другую - более позднюю - группу свидетельств применения Славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими Славянами. Из этих памятников, прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” Славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания Славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.

Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:


«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид».

После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полутысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.

В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на наш взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…

Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении Славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии.

Славянское до “кириллическое” письмо в науке окрестили «Черы и резы». До конца официальной наукой данный вид письма не принят ввиду множества факторов. Разное начертание вроде бы схожих рун в разных надписях, нет чёткой схемы дешифровки, смущает учёных, и тот факт что возможно часть памятников фальсифицировано.

В данной работе я попробую систематизировать весь накопленный опыт по данной проблеме.

О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «рассказе о создании славянской письменности» - буквально «…погани не Омаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, соответствует общему определению рун. Он же, а также ряд других авторов 10-11вв. - Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мезербурский и др. упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами.

Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 г., рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего, соплеменника русы оставили надпись на могиле:

«Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились».

Пример с чашей мы приводили выше (к сожалению, в одном источнике говориться, что там написано «пряность», во втором «горчица»).

Есть и косвенные упоминания о наличии у Славян письменности, так Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987-988 гг.) сообщает:

«Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому».

Надпись, сохранённая Ибн-аль-Надимом, стилизованная под арабское письмо. Настолько искажена, что расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн-аль-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси. Сторонники существования славянских рун расшифровывают надпись, но каждый по-своему в соответствии со своей собственной теорией.

Служит доказательством рунического письма и пример приведенный в предисловии к книге.

Создатель славянской азбуки - Кирилл, задолго до того как им была создана эта азбука, находясь проездом в Крыму, в Корсуни (Херсонесе), видел у одного русского Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами: “обрете же ту Евангелие и Псалтырь русьскими письмены писано, и чловека обретъ глаголюша тою беседою” и беседова с ним и силу речи приимъ, своей беседе прикладаа различна писмеиа, гласная и согласная, и к богу молитву творя, въскоре начать чести и сказати, и мнози ся ему дивляху…”, - сказано в “Паннонском житии” (Кирилла).

Много материала для раздумий предоставили нам археологи. Особенно любопытны монеты и некоторые надписи, найденные в археологическом пласте,? который датируется временем правления князя Владимира.

Во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970-980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей. Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла? чем просто орнамент.

Попытка открытия и даже воспроизведения до кирилловского алфавита была предпринята ученым Н. В. Энговатовым в начале 60-х годов на основе изучения загадочных знаков, встречающихся в кирилловских надписях на монетах русских князей XI века. Надписи эти обычно строятся по схеме “Владимир на столе (престоле. - Г. Г.) и се его сребро” с изменением только имени князя. На многих монетах вместо пропущенных букв стоят черточки и точки.

Некоторые исследователи объясняли появление этих черточек и точек малограмотностью русских граверов XI века. Однако повторяемость одних и тех же знаков на монетах разных князей, причем часто с одинаковым звуковым их значением, делала такое объяснение недостаточно убедительным, и Энговатов, использовав однотипность надписей и повторяемость в них загадочных знаков, составил таблицу с указанием их предполагаемого звукового значения; значение это определялось местом знака в слове, написанном кирилловскими буквами.

О работе Энговатова заговорили на страницах научной и массовой печати. Однако оппоненты не заставили себя долго ждать. “Загадочные знаки на русских монетах, - заявили они, - это или результат взаимовлияния кирилловских и глаголических начертаний, или же результат ошибок граверов. Повторяемость же одних и тех же знаков на разных монетах они объяснили, во-первых, тем, что один и тот же штемпель использовался для чеканки многих монет; во-вторых, тем, что “недостаточно грамотные граверы повторили ошибки, имевшиеся в старых штемпелях”.

Новгород богат на находки, там археологи часто выкапывают берестяные дощечки с письменами.

Главным, и в то же время самым спорными, являться художественные памятники, так нет единого мнения по «Велесовой книге».

Попробуем разобраться в судьбе этой книги.

“Влесовой книгой”, называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года” до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался. После окончания гражданской войны “дощьки” оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатель Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. Позднее в работе приняли участие зарубежные специалисты - востоковед А. Кур из США и С. Лесной (Парамонов), проживавший в Австралии. Последний и присвоил дощечкам название “Влесова книга”, так как в самом тексте произведение названо книгой, а Велес упомянут в какой-то связи с ней. Но Лесной и Кур работали только с текстами, которые успел списать Миролюбов, так как после смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли.

Некоторые ученые считают “Влесову книгу” фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что “Влесова книга” отражает подлинное языческое; прошлое славян. Известный специалист по древнерусской литературе Д. Жуков в апрельском номере журнала “Новый мир” за 1979 год писал: “Подлинность “Влесрвой книги” подвергается сомнениям, и это тем более требует ее публикации у нас и тщательного, всестороннего анализа”.

Ю. Миролюбрву и С. Лесному в основном удалось расшифровать текст “Влесовой книги”;

Миролюбовым, закончил чтение текста “Влесовой книги”. Опубликовав полный текст книги, он пишет статьи: “Влесова книга” - летопись языческих жрецов IX в., новый, неисследованный исторический источник” и “Были ли древние “руссы” идолопоклонниками и приносили ли они человеческие жертвы”, которые пересылает в адрес Славянского комитета СССР, призывая советских специалистов признать важность изучения дощечек Изенбека. В посылке находилась и единственная сохранившаяся фотография одной из этих дощечек. К ней были приложены “расшифрованный” текст дощечки и перевод этого текста.

“Расшифрованный” текст звучал следующим образом:

1. Влес книгу сю п(о)тшемо б(о)гу н(а)шемо у кие бо есте прибе-зица сила. 2. В оны вр(е)мены бя менж якы бя бл(а)г а д(о)бл иже ршен б(я) к (о)цт в р(у)си. 3. А то <и)мщ жену и два дщере имаста он а ск(о)ти а краве и мн(о)га овны с. 4. она и бя той восы упех а 0(н)ищ(е) не имщ менж про дщ(е)р(е) сва так(о)моля. 5. Б(о)зи абы р(о)д егосе не пр(е)сеше а д(а)ж бо(г) услыша м(о)лбу ту а по м(о)лбе. 6. Даящ (е)му измлены ако бя ожещаы тая се бо гренде мезе ны.,.

Первый, кому в нашей стране 28 лет назад предстояло провести научное исследование текста дощечки, была Л.П. Жуковская - языковед, палеограф и археограф, ныне главный научный сотрудник Института русского языка АН СССР, доктор филологических наук, автор многих книг. После тщательного изучения текста она пришла к выводу, что “Влесова книга” является подделкой по причине несоответствия языка этой “книги” нормам древнерусского языка. Действительно, “древнерусский” текст дощечки не выдерживает никакой критики. Примеров отмеченного несоответствия можно было привести достаточно, но я ограничусь лишь одним. Так, имя языческого божества Велесъ, давшее название названному произведению, именно так и должно выглядеть на письме, поскольку особенность языка древних восточных славян состоит в том, что сочетания звуков “О” и “Е” перед Р и Л в положении между согласными последовательно заменялись на ОРО, ОЛО, EРЕ. Поэтому у нас существуют исконно свои слова - ГОРОД, БЕРЕГ, МОЛОКО, но при этом сохранялись и вошедшие после принятия христианства (988 год) слова БРЕГ, ГЛАВА, МЛЕЧНЫЙ и т.д. И правильное название было бы не “Влесова”, а “Велесова книга”.

Л. П. Жуковская высказала предположение, что дощечка с текстом - это, по всей видимости, одна из подделок А. И. Сулукадзева, скупавшего в начале XIX века у ветошников старинные рукописи. Есть данные, что у него были какие-то буковые дощечки, исчезнувшие из поля зрения исследователей. О них есть указание в его каталоге: “Патриарси на 45 буковых досках Ягипа Гана смерда в Ладоге IX в.”. Про Сулакадзева, славившегося своими фальсификациями, говорили, что он употреблял в своих подделках “неправильный язык по незнанию правильного, иногда очень дикий”.

И тем не менее, участники Пятого Международного съезда славистов, состоявшегося в 1963 году в Софии, заинтересовались “Влесовой книгой”. В отчетах съезда ей была посвящена специальная статья, которая вызвала живую и острую реакцию в кругах любителей истории и новую серию статей в массовой печати.

В 1970 году в журнале “Русская речь” (№3) о “Влесовой книге” как о выдающемся памятнике письменности писал поэт И. Кобзев; в 1976 году на страницах “Недели” (№18) с обстоятельной популяризаторской статьей выступили журналисты В. Скурлатов и Н. Николаев, в № 33 за тот же год к ним присоединились кандидат исторических наук В. Вилинбахов и известный исследователь былин, писатель В. Старостин. В “Новом мире” и в “Огоньке” были опубликованы статьи Д. Жукова, автора повести о знаменитом собирателе древнерусской литературы В. Малышеве. Все эти авторы ратовали за признание подлинности “Влесовой книги” и приводили свои аргументы в пользу этого.

Одним из таких аргументов (основных) являлось предположение, что “книга” написана на одном из “территориальных диалектов” древнерусского языка, нам неизвестного, к тому же подверженного западнославянскому влиянию, о чем свидетельствуют такие формы, как “менж”, “гренде”. Высказывалось даже предположение, что в написании дощечек, “судя по стилю изложения”, участвовало несколько авторов, причем один из них, видимо, был праполяком.

Согласиться с этим нельзя. Дело, видимо, в другом. Если допустить, что “Влесова книга” не подделка, остается одно и, кажется, единственное предположение, что знаки дощечек озвучены неверно, что и привело, в конечном итоге, к столь плачевному результату.

А можно ли допустить, что “Влесова книга” не подделка? Точнее, не “Влесова книга”, а та единственная дощечка, фотография которой только и имеется в нашем распоряжении (об остальных дощечках - то ли они были, то ли их не было - мы не можем судить). Я допускаю. И вот на каком основании.

“Текст, изображенный на фотографии, написан алфавитом, близким к кириллице”, - отмечала в свое время Л.П. Жуковская. Текст состоит из 10 строк. В каждой строке содержится от 41 до 50 знаков. Общий объем текста 465 знаков, причем различных знаков в нем 45- 47 (Кириллица, по дошедшим до нас рукописям, имела 43 буквы, глаголица, согласно памятникам того же времени, имела 40 букв). Но, тем не менее среди этого “завышенного” для буквенного письма количества знаков не нашлось места для знаков, обозначающих звук Ы и сверхкраткие гласные, для которых в кириллической азбуке существуют свои обозначения - Ъ и Ь.

Геннадий Гриневич провел небольшое исследование. Взял несколько отрывков из “Слова о полку Игореве”, по объему отвечающих объему текста дощечки, и просчитал, сколько раз в них встречаются Ы, Ъ” и Ь знаки. Получилось, что Ы встречается в среднем 5 раз, Ь знак - 7 раз, а Ъ знак - 30 раз.

В дореволюционной России Ъ знак употреблялся, можно сказать, к месту и не к месту. Все, наверное, видели старые вывески, на которых даже фамилии владельцев каких-либо заведений кончались на Ъ знак: БАГРОВЪ, ФИЛИПОВЪ, СМИРНОВЪ и др. Так что поддельщик, тот же Сулукадзсв, как известно человек грамотный, пожелавший придать своей подделке достоверный облик, наверняка ввел бы в нее, по крайней мере Ъ знак.

В слоговом же письме типа “черт и резов” не было и не могло быть отдельных знаков для звуков, которые мы в нашей азбуке обозначаем знаками (буквами) Ы, Ь и Ъ, и это обстоятельство, пусть косвенно, указывает на связь письма “Влесовой книги” со слоговым письмом типа “черт и резов”. К тому же подавляющее число знаков “Влесовой книги” в графическом отношении абсолютно идентичны знакам последней. Из сказанного можно сделать вывод, что, по всей видимости, письмо “Влесовой книги” представляет собой переходную форму письма от слогового к буквенному, в котором наряду со знаками, передающими одиночные звуки, могли присутствовать знаки, передающие целые слоги, а также знаки, звучание которых различно в различных положениях.

В своей первой статье, опубликованной в журнале “Вопросы языкознания” (№2 за I960 год), Л.П.Жуковская, анализируя текст “дощечки”, писала: “За древность (дощечки. - Г. Г.) говорит так называемое “подвешанное” письмо, при котором буквы как бы подвешиваются к линии строки, а не размещаются на ней. Для кириллицы эта черта неспецифична, она ведет, скорее, к восточным (индийским) образцам. В тексте сравнительно хорошо выдержана сигнальная линия, проходящая у всех знаков по середине их высоты, что является свидетельством в пользу наибольшей возможности древности докириллического памятника”.

В 1982 году в книге «Тайны веков» Ольга Скурлатова дала археолого-историческую справку по Велесовой книге. Самым сильным местом исследования является следующий факт: «В “Влесовой книге” подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему, в Индию), а другая часть пошла на запад “до Карпатской горы”.Если бы события, описываемые в “Влесоваой книге” были фальсификацией, то, как мог фальсификатор предугадать этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов, подтвержденный археологически совсем недавно, уже после опубликования “Влесовой книги”?».

Убедительных аргументов ни «за» ни «против», так и не было предоставлено. На данном историческом периоде вопрос остается открытым.

Можно утверждать лишь одно что дохристианская письменность «черт и рез» всё- таки на Руси была. Насколько это была развитая и логическая система мы не можем судить. Попытки дешифровать и предоставить логическую структуру пытались многие учёные: Г.Чудинов, В. Чудинов. Но их теории остаются пока не принятыми наукой. Пересказ этих теорий не вписывается логику данной книги.

Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на северо-западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Видов руническогого письма сохранилось множество. Отсюда и проблема дешифровки надписей. Нет единой схемы начертания рун. Это связано с разным географическим размещением славянских племён. Один из самых распространенных. Остановимся на рассмотрении Славяницы. Мы не будем говорить о подлинности данной рунической схемы. Мы просто её проанализируем и предоставим вашему вниманию.

Мы выбрали данный вариант руники (носит название «Велесовица») с той лишь целью, что он наиболее полно передаёт культурологическую справку о древних Славянах.

В этом славянском малом футарке (слово заимствовано из скандинавского рунического письма, а образовалось оно по принципу первых двух, трех знаков алфавитных систем Fa-Ur-THOR, как Альфа-Вита - Алфавит и Аз-Буки - Азбука), который носит имя Славяница, 18 рун, несущих громадный объем информации, заложенной в образном значении каждой руны. Естественно, каждая руна обозначала при письме букву, но кроме этой номинативной функции рунное письмо несло следующие смысловые функции: обозначение Славянских богов (Леля, Дажьбог), пространственных ориентиров (Алатырь, Исток), обрядов и действий (Крада, Треба). Конкретная сочетаемость рун (начертанных рядом), обозначала своеобразную образную семантику, к примеру: Мир и Дажьбог (внуки Дажьбога), Рок и Радуга (твой жизненный путь или твоя судьба).
© 2008 Свиридов Станислав Александрович. Все права защищены.

А. Дугин "К вопросу о славянских рунах"


Если принять точку зрения Вирта (немецкий учёный), что северные народы Евразии, жившие в непосредственной близости к изначальной арктической прародине - Гиперборее, дольше других сохранили проторунические системы, хотя их полноценное значение, культовое использование и алфавитно-календарное осмысление были искажены и забыты. Поэтому руника встречается у них в фрагментарном виде, как наследие древнего знания, ключ от которого утерян безвозвратно. Но тем не менее, начиная с 5 века эта поздняя руника синхронно появляется на севере Евразии. Вирт особенно пристально изучал германо-скандинавские области. Но он указывал также на точное соответствие руническим знакам (огласованных однако совершенно иначе) орхонских надписей древних тюрок. Причём тюркская руника появилась почти синхронно с германской, при том что трудно предположить прямое заимствование. С точки зрения простой географической симметрии, бросается в глаза, что между ареалом расселения германо-скандинавских племён и тюрками Сибири располагались как раз древние славяне, перемешанные с угорскими племенами. И об этих славянах черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами". Позднеруническое письмо характеризуется как раз тем, что оно вырезалось на дереве или камнях, тогда как, по мнению Вирта, знаки изначальной проторуники были округлы. Таким образом, вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами. Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны также, как германцы -они служили им одновременно и азбукой и методом сак-ральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).

Поразительно, насколько схожи знаки "Гимна Бояна" и "Велесовой книги" и германские руны. Хотя нельзя исключить и того, что по своим массонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с "Велесовой книгой", мог быть в курсе "Хроники Ура-Линды", также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется. При этом не исключено, что, как и в случае с "Ура-Линдой", речь идёт о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтуазизм, но и без заведомых предрассудков.

Подлинны ли фрагменты сулакадзевской коллекции или нет, у славян должны были быть системы рунического типа, фрагменты которых мы безошибочно встречаем в традиционных славянских вышивках, мифологических сюжетах, орнаментах, обрядах и поверьях.

Антон Платов "Славянские руны"



1. Мир
Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

2. Чернобог
В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

3. Алатырь
Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

4. Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

5. Нужда
Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

6. Крада
Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

7. Треба
Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

8. Сила
Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

9. Ветер
Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

10. Берегиня
Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

11. Уд
Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

12. Леля
Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

13. Рок
Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

14. Опора
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

15. Даждьбог
Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

16. Перун
Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

17. Есть
Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

18. Исток
Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

Славянские руны

На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.

Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна - стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna - “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать”. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий”. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...

Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще...” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.

В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?

Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, - и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.

Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” - вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.

Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

На существование у славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.

Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.

Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.

В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) - ромб, поставленный на вершину.

Другую - более позднюю - группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.

После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.

В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами...

Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.

Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико.

Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.

Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.

Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества - X-XVI века).

Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз, описанное нами в Главе третьей.

Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение той же руны.

Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.

Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.

Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, - знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.

Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков - это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра - изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.

Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.

Примечания

1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911.
2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991.
3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.
5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы.
6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.
7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.
8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.
9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.

Наравне со скандинавскими рунами в магических практиках применяются символы славянского футарка. Как и древнегерманские, славянские руны — это письменные знаки народов, проживавших на территории Восточной Европы.

Славянские руны и их значение

Славянские руны и их значение – часть быта предков, которая затрагивает объемный культурологический пласт. Рунический алфавит существовал до появления кириллицы и глаголицы. В древние времена руны использовались как обереги и единственно доступное средство письменности. Существование рунического алфавита славян остается спорным для скептиков, потому что достоверных источников, подтверждающих происхождение артефактов, катастрофически мало. Однако наличие этих знаков на памятниках язычества, капищах и предметах быта предков не оставляет вариантов.

Откуда произошли руны славян

Большинство историков сходится во мнении, что руническая письменность произошла от греческого алфавита. Другая версия гласит, что руны появились после смешения огамического и северноэтрусского алфавитов.
Первые упоминания о славянских рунических знаках относятся к I-IV в.в. н.э. Археологические находки – осколки керамики со следами надписей — принадлежат древнерусской Черняховской культуре, и на основе этих фрагментов впервые прозвучали выводы о рунической письменности, которой пользовались древние славяне. К источникам знаний о предках относятся Славяно-Арийские Веды, записанные рунами.

Докириллический «алфавит богов» до конца не принимается официальной наукой – ученые считают, что большинство памятников этой письменности фальшивы. Добрую часть знаков невозможно расшифровать, начертание на отдельных фрагментах отличается, нет четкой схемы дешифрования.

Сходство славянских рун со скандинавским футарком

В современных магических практиках используется 18 славянских рунических знаков. У старославянских рун и северной традиции древней письменности общие семантические признаки, символы совпадают по начертанию, значения перекликаются.
Нельзя утверждать наверняка, какой алфавит появился первым. Славянские и арийские народы происходят от общих корней и имеют похожее культурное направление, потомки одинаково чтят богов в любых известных людям обличьях.
Практическое применение славянских рун не отличается от работы со скандинавскими, это такой же магический инструмент. Символы применяются в гаданиях и для создания оберегов, для украшения одежды и предметов обихода. Так, в древние времена по вышивке на рубахе понимали, к чьему Роду принадлежит человек и его место в семье, каким богам поклоняется и насколько далеко распространяется покровительство божественных сил. Древнеславянские символы сплетают в рунические формулы и используют их как заклинания.

Особенность славянских рун

Главная особенность славянских знаков в том, что их точное количество и толкования окончательно неизвестны. Знакомое человеку число рун близится к трем миллионам.
Для магических практик и гаданий используется 18 знаков, каждый несет сакральное значение. Руны непросты в работе и требуют познаний мифологии и культуры древних славян. Чтобы проникнуться этой эзотерической системой, магу предстоит понять устройство славянского пантеона, узнать, к какой стихии относится божество-покровитель каждого символа, заиметь представление об обрядах, которые использовались для установления контакта с богами.
Тайные руны Древней Руси используют для защитных ритуалов. Для гадания выбирают разное количество знаков в зависимости от темы, трактуются символы в комплексе – толкование руны в раскладе зависит от окружения.

Славянские алфавиты

Славянские рунические алфавиты, которые считаются основными:

  1. Вендские руны изобрели представители духовной власти. Ими пользовались для учебы в храмах, общее количество составляло 23 символа. Через пару столетий вендскими рунами уже пользовались обычные люди, поэтому мир получил шанс узнать о них после раскопок в Польше и на о.Руян.
  2. Бояновы руны, с помощью которых в конце IV века записали «Боянов гимн». Впервые произведение прозвучало во время поминального пиршества в честь победы славянского народа над готами. Как утверждают рунологи, эти символы относятся к письменным знакам племен, населявших греческие острова и Причерноморье до появления Микен.
  3. Велесовы руны, велесица, использовались на Руси для ведения летописей до IX века. «Велесова книга», в которой авторы собрали сказания, обряды и легенды славян, состояла из буковых дощечек с нанесенными на них символами. Устройство велесицы восходит к скандинавским источникам, хотя встречается мнение, что сама «Велесова книга» является фальшивкой XIX-XX вв.
  4. Руница появилась еще во времена нижнего палеолита и оказала влияние на развитие и становление письма таких цивилизаций, как Китай и Древний Египет.

Каждый вариант алфавита уникален по начертанию.

Сколько всего рун в каруне

Древнеславянские руны – определение расплывчатое. Руническое письмо впервые использовалось Арийцами, и носило название «каруна». Начертание слов в этом варианте выглядело как сочетание двух знаков. Были и другие алфавиты: ДаАрийская называлась «тьраги», Святорусская – «буквицы», Расенская – «молвицы». Эти системы начертания – условные, каруна среди них считается наиболее успешной и простой для запоминания.

В каруне содержится 144 главных символа, по 16 знаков в строке. Переводы текстов записывают в 32 символа, повторные операции с текстом — в 64, встречаются варианты в 256 знаков. В распоряжении современных рунистов главные и дополнительные символы – руны пространства, времени, образные и другие. Полное содержание каруны недоступно.
Каруна – предшественница многих письменностей, включая санскрит, изучение этого языка помогает глубже понять каруну. Периодически встречается упоминание этой системы как древнегерманского футарка. Символика и тайный смысл каруны находят отклики в ведической культуре.

Руны пяти сил

Досредневековые учения выделяли помимо известных четырех стихий пятую – Дух, Рок. У этого понятия нет физического воплощения, но оно объединяет пространство вокруг себя. Древняя славянская культура следовала этому принципу и включала Дух в число основных пяти стихий.
К сильным славянским рунам пяти сил относятся:

  1. Ветер – символизирует Велеса, это руна Воздуха, ведания, вдохновения и воли. Знак соединяют с верхними чакрами и трактуют как богатство, творчество, мудрость.
    Берегиню связывают со стихией Земли, материнством и защитой. Это руна рода, означает судьбу, благо и богатство.
  2. Уд – символ Огня, творчества, победы над Хаосом. Уд означает проявления мужского начала, защиту и силу. Символу покровительствует Ярило, бог жизни, страсти и весны.
  3. Леля относится к стихии Воды и применяется для развития интуиции. Руне покровительствует богиня Леля, дочери Великой Матери Лады, трактуется как плодородие, прикосновение к сакральным знаниям, радость и пробуждение.
  4. Рок – руна Духа, олицетворяет начало и конец, карму, предопределение. Это тайна, скрытая от непосвященных.

Применение рун в оберегах

Славянские руны-обереги и их значение несут защитные функции. Предки верили в противостояние света и тьмы и в движении между порядком и хаосом старались уберечь себя от проявлений зла. К обережным символам, которые применяются для изготовления талисманов, относится славянская руна Мир, Перун и Даждьбог.
Практикам лучше избегать использования в рунических оберегах знаков Чернобог и Нужда. Эти символы подчиняются энергии хаоса и несут разрушительный эффект. Действие знаков похоже на очищающий огонь, его призвание — сжечь накопившийся хлам, чтобы освободить пространство. На пепелище вырастает новый гармоничный мир.
Для изготовления славянских талисманов выбирают природные материалы. Дерево, кость, косточки плодов – то, что некогда было частью живого. Сначала подготавливают основу, затем наносят руны. Готовый оберег «заряжают» энергией четырех стихий.
Среди славянских обережных символов выделяется Магура (Перуница). Облачная дева, дочь Перуна — Магура покровительствовала воинам. Для древних славян знак означал разрушение темной энергии, являлся символом света и счастливым талисманом, приносил удачу в бою. Чтобы наделить оберег большей энергией, волхвы переплетали его со Звездой Инглии.
Магура олицетворяет силу духа, удачу и целеустремленность. Оберег помогает мужчинам отстаивать свою точку зрения, женщин омолаживает и наделяет дополнительным запасом энергии.

К сожалению, из-за гонения на языческую культуру после крещения Руси, славянские руны, значение, описание и их толкование (по дате рождения в т.ч.) были утрачены. Однако в 2001 году вышла книга Антона Платова, в которой он рассказывает о рунах и способах их трактования.

Языческое наследие: славянские руны и их использование

Сам он утверждает, что книга не является истиной в последней инстанции, но Платов провел большую работу по изучению как истории славян, так и оставшегося от язычников наследия в виде артефактов.

К тому же в отличии от славянских, скандинавские (северно-германские), или еще известные как ФУТАРК, руны сохранились отлично.

Они во многом созвучны и их трактовка в некоторых местах совпадает.

Всего до нас дошло 18 рунических знаков:

Белобог

Белобог, или руна внутреннего Я. Также имеет значение Мир, Дерево Мира.
Говорит о человеческой сущности, о том, что сокрыто в конкретном человеке, его внутреннюю силу.

Также имеет значение стремления к порядку во всем.
Используется как талисман защиты человека светлыми богами.
В футарке частично соответствует по смыслу рунам Альгиз и Манназ.

Чернобог

Чернобог. Обозначается как перевернутая предыдущая руна. Мрак, тень.
Стремление к абсолютному беспорядку, хаосу. Означает человеческое бессознательно, интуицию. Может ассоциироваться с тем, кто стоит за левым плечом и подталкивает к безумствам.

Означает разрыв шаблонов, крушение устоявшегося. Выход из любой упорядоченной замкнутой системы.
В футарк частично несут те же значения руны Хагалаз и Перт.

Не стоит думать, что первая руна означает абсолютное добро, а вторая – абсолютное зло. Это скорее две составляющие необходимого мирового равновесия.

Алатырь

Алатырь. Центр Мира, гора на острове Буяне. Место, откуда все берет свое начало.
Алтарь, где приносят в жертву.

В разных магических формулах фигурирует Бел горюч камень Алатырь, под которым сокрыты все мировые Силы. Таков смысл этой славянской руны.
Аналогов даже частичных этой руне в футарке нет. Только немного пересекается с Йер.

Радуга, руна Пути

Дорога, ведущая к камню Алатырю. Путь, появившийся в борьбе противоположностей, могучих Белобоге и Чернобоге.

Означает успешные путешествия, помощь в дороге, вообще добрый исход, особенно сложных дел.
В футарке полностью соответствует руне Райдо.

Нужда, или руна Судьбы, Неизбежности

Огонь, пожирающий все на своем пути, преграждающий Путь.

В магическом смысле – это полный запрет на продолжение каких бы то ни было действий.

В футарке подобной руны нет, но в других германских рунических традиция есть Науд с таким же значением.

Крада, жертвенный огонь. Руна правды.

Означает стремление, исполнение намерений.

Очищение помыслов, нахождение истинных желаний.

В футарке соотносится с Гебо и Кано.

Треба, руна Воина

Несет в себе смысл твердости духа и жертвенности. Найти в себе силы пожертвовать чем-то ради достижения большего. Так выигрывают в шахматы: жертвуя пешкой, ставят мат. Но руна Треба подразумевает жертву части себя, отказ от темного Я ради истинной цели, победы осознанного над бессознательным.
В футарке это руна Тейваз.

Как можно заметить, славянские руны, значение, описание и их толкование (по дате рождения в данном контексте не рассматривается) очень часто являются как бы дополнением и продолжением друг друга. А вот руны Старшего Футарка скорее индивидуальны по своему значению.

Сила

Название говорит само за себя.

Это руна Силы и Знания. Определение пути, ведущего к победе.

Совершенствование.
Аналогична руне Соулу.

Ветер, руна Вершины

Внутренняя сила человека, означает наличие стержня и крепких убеждений. Вдохновение.

Работа над собой.
В других рунических практиках аналога не имеет.

Берегиня. Руна Матери, Земли

Противоречивая руна. Символ дарования жизни для свершения чего-либо и лишения ее с приходом срока.

Мощь земной силы.

Плодородие. Истинное женское начало. Означает приход каких-то благ, богатства.
Ей соответствует Беркана в футарке.

Уд, руна Любви и Юности

Продолжение рода. Олицетворяет любовь не только к человеку, но и к самой жизни. Сила юности, любовный огонь.

Мощная сила, способная заполнить пустоту хаоса через соединение противоположности, оплодотворение.
В футарке это Уруз.

Леля, руна живой воды

Именно живой – ручьи, реки. Бегущая вода, не замечающая преград. Пробуждение от сна.

Обращение к силе не разума, а интуиции.

Лагуз и Вуньо в футарке.

Рок, руна непознанного

Означает присутствие высших сил, непредсказуемость ситуации. Развитие непрогнозируемо, потому что все нити в руках Судьбы, Рока.

Отчасти соответствует Перт, Эваз, Хагалаз. Но больше всего руне Одина, которая используется в нескольких рунических практиках как 25 руна Старшего Футарка.

Опора, руна Родины

Означает обретение опоры, какого-то столпа в жизни, из которого будет черпаться сила. Также может указывать на помощь богов.

Частично совпадает с Ансуз.

Даждь бог, руна Дара

В гадании означает подарок судьбы или богов. Дело, о котором спрашивают, завершится неожиданно удачно. Богатство причем не только в материальном, но и в духовном плане.

Ингуз, Гебо и Дагаз из Старшего футарка.

Перун, руна мощи

Неожиданная помощь. Могущественный покровитель, который может помочь даже в безнадежном деле.

Восполнение жизненной энергии.

Частично совпадает с руной Турисаз.

Есть, руна жизни, движения

Бесконечное движение, ибо остановка подобна смерти.

Нахождение в себе силы для продолжения чего-либо.

Безостановочный рост.
Эваз и Беркана.

Исток, руна застоя, льда

Покой, остановка всех процессов. Необходимость переждать. Изо льда возникла жизнь, поэтому перерыв в движении не вечен. Лед растает, и жизнь продолжиться.
В футарке это руна Иса.

Из-за того, что долгое время все языческие традиции подвергались гонениям, славянские руны, их значение, описание, толкование, в том числе и в соответствии с датой рождения, были утрачены. Поэтому выбрать себе, например, талисман не так-то просто. Нужно сначала вычислить свой чертог (а их всего 16 в славянской традиции), затем определить своего покровителя из языческих богов. И только потом можно определить – какой рунический символ годится для талисмана.

Славянские руны имеют очень сильное магическое значение. Их применяли для изготовления оберегов и использовали в разнообразных магических ритуалах. являются хорошим энергоинформационным носителем, в них заключена мудрость и сила предыдущих поколений. Поговорим о значении рун славян подробнее.

Славянских рун существует много. Каждому из символов покровительствует свой бог, что влияет на его значение. Вкратце расскажем об основных рунических символах, которые использовались древними славянами.

Мир

Эта руна - олицетворение образа Белобога, очень сложной фигуры в славянской мифологии. Значение Мира схоже со значением . О чём говорит символ Мира:

  • Это символ жизни, человека, олицетворение всего живого на планете.
  • Единение внутреннего мира человека с окружающей средой, природой, богами. Способность постичь смысл жизни, понять божественную сущность вещей и явлений.
  • Также может являться символом объединения большого количества людей: в древности была образом рода, общины.
  • В магических ритуалах помогает призвать помощь богов и попасть под покровительство высших сил.

Однозначно сравнивать славянскую Мир с какой-либо германской руной нельзя. Но у нее есть общие черты с такими символами, как и .

Чернобог

Чернобог - это противоположность Белобога. Выглядит руна так:

Значения славянской руны Чернобог следующие:

  • Это олицетворение мощной, но разрушающей силы. Настолько огромной, что она способна уничтожить весь мир.
  • Символ связи с темными силами, олицетворение зла.
  • Нарушение порядка, общепринятых норм, игнорирование моральных устоев.
  • Прекращение связи с близкими и друзьями.
  • Хаос и разрушение некогда крепкой системы.

Иногда Чернобог ассоциируют со смертью.

Алатырь

Значения руны славян Алатырь:

  • Означает венец творения, начало и конец всего, замкнутую систему.
  • Символ жертвы, которую приносят во благо всем.

Если на жизнь человека влияет эта руна, значит, он исполняет великое предназначение, которое может кардинально изменить жизнь многих людей, способен изменить общественные устои во благо всему человечеству.

Радуга

Эта руна - символ Пути, движения вперед, развития.

Значение и свойства этой старославянской руны следующие:

  • Радуга является руной Дороги. Она олицетворяет путь человека, ведущий к просветлению через самопознание и достижение осознанности.
  • Символ древних традиций, помогает двигаться по жизненному пути с верными установками, не поддаваться соблазнам и искушению.
  • Олицетворение дороги, не имеющей начала и конца, это вечный путь к познаниям и постоянное развитие.

Если нужно использовать древнеславянские руны для помощи путешественнику, необходимо обеспечить благоприятный исход какой-то сложной ситуации, руна Радуга - самая подходящая.

Нужда

Олицетворение судьбы, символ всего неизбежного, в том числе и смерти. У этой руны преимущественно негативное значение - она несет в себе принуждение и скованность, препятствия и трудности, которые мешают нормально жить.

Также Нужда является символом всеобъемлющей силы, способной уничтожить всё живое на своем пути.

В гаданиях руна Нужды указывает на то, что гадающий встал на тёмную сторону. Это испытание для него, которое определит всю дальнейшую жизнь.

Крада

Руна Крада - олицетворение жертвенного огня. В данном случае огонь является живительным, наделяющим силой и могуществом того, что подчинит стихию себе. Это мощное оружие, если правильно его использовать.

Эта руна покровительствует ораторам: она дарует красноречие, учит умению убеждать людей, заставить их принять вашу сторону.

Также это реализация целей, воплощение сокровенных желаний в жизнь.

Треба

Старославянские руны часто использовали в качестве оберегов, которые носили воины, отправляющиеся в сражения. И эта руна - самая мощная, которую только можно использовать с такой целью.

Треба - олицетворение невероятно мощной, разрушающей силы, которая сметает всё на своем пути. Она дарует силу, выносливость, защищает физическую сущность человека.

Также применялась в обрядах, связанных с жертвоприношениями. Считалось, что Треба способна активировать позитивные силы, которые победят тёмные, негативные, навлекающие беду.

Сила

Руна Силы помогает развить такие стороны человеческой натуры, как:

  • Способность изменить мир благодаря внутренним изменениям. Делает человека лучше во всех отношениях, благодаря чему начинает менять мир вокруг него.
  • Помогает научиться слышать собственное подсознание и управлять им, поэтому человек может полностью контролировать свои эмоции и действия.

Руна победы - создает благоприятные условия для успеха в любом деле

Ветер

Славянские руны, обереги обладают мощной энергетикой. А руна Ветер наделена этой энергетикой вдвойне. Это символ вдохновения, творческого полёта. Руна дарует духовные силы для реализации любых, даже самых смелых и на первый взгляд невыполнимых идей.

Это олицетворение магической силы, которая способна сотворить очень многое. Поэтому важно использовать Ветер в благих целях, потому что она способна нанести колоссальный вред при неумелом применении.

Рок

Руна - символ всего неизбежного. Это стопроцентная карма, судьба. События и испытания, которые необходимо прожить перед тем, как обрести счастье и духовную свободу.

Это непредсказуемость, с которой приходится сталкиваться в жизни. Это события непреодолимой силы, которым невозможно противостоять.

Лучшие славянские руны для оберегов

Мы разобрали основные древнеславянские руны и их значение. Теперь поговорим о том, какие руны славян использовались для изготовления оберегов.

При изготовлении оберегов важно учитывать не только значение славянских рун, но и то, кто будет носить амулет. Необходимо знать пол, черты характера, слабые и сильные стороны человека, чтобы с точностью подобрать подходящий символ.

Смотрите видео с кратким обзором славянских рун:

Славянские руны и их значение и применение в современной жизни

Для чего применяются славянские руны нашими современниками:

  1. Татуировки. Если человек желает добавить себе каких-то недостающих в жизни качеств, которые нужны для жизни, он может выбрать для нанесения татуировки славянский символ. Но с этим нужно быть очень аккуратным - сила древних знаков невероятно мощная.
  2. Магические ритуалы. Руны используют для гаданий, заговоров и других обрядов, в которых заключена конкретная цель.
  3. Для изготовления амулетов, талисманов, оберегов.

Мы рекомендуем тщательно изучить свойства, описание и значение каждого славянского символа, прежде чем вы решитесь использовать их в повседневной жизни. Иначе результаты применения рун могут быть совершенно непредсказуемыми и даже опасными для вас.