Формирование учетно-аналитической информации о доходах и расходах экономического субъекта. Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Министерством труда и соц

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ состояния учетно-аналитической работы на ОАО "Победа": постановка бухгалтерского учета, использование средств вычислительной техники. Оценка ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2010

    Значение и экономическое содержание отчета о доходах и расходах, порядок его формирования и представления на предприятии. Контроль исследуемых показателей Налоговым и Административным Кодексами. Исследование методов анализа: характера и функций затрат.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Нормативно-правовое регулирование учета формирования и распределения прибыли организации. Особенности бухгалтерского учета формирования и распределения прибыли. Составление достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета финансовых результатов. Формирование информации о доходах и расходах, связанных с деятельностью предприятия. Пути совершенствования учета финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2013

    Формирование в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Расходы связанные с изготовлением, продажей продукции; приобретением, продажей товаров. Прочие расходы. Признание расходов. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

    доклад , добавлен 09.11.2008

    Сущность доходов и расходов в современных условиях хозяйствования. Принципы учета доходов и расходов организации. Способы оценки доходов и расходов. Информационная подсистема текущего учета доходов и расходов. Содержание отчетности о доходах и расходах.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2007

    Особенности оценки статей и метода отражения в бухгалтерском учете. Расшифровка основных средств по экономическому содержанию. Раскрытие информации о забалансовых статьях. Основные источники порядок раскрытия информации о доходах и расходах организации.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2011

    Построение системы управленческого учета. Организационно-экономическая характеристика ГУСП совхоза "Алексеевский". Состояние учетно-аналитической работы. Пути совершенствования организационных аспектов реализации бухгалтерского управленческого учета.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2014

- 218.00 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Факультет статистики, учета и экономического анализа

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Допустить к защите

Научный руководитель

/_____________________/

«____»__________ 2009г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Теория бухгалтерского учета»

Студентки группы 458

Беленовой Алины Александровны

на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ ОРГАНИЗАЦИИ

Научный руководитель:

Санкт-Петербург

2009г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Новые условия хозяйствования, реформа бухгалтерского учета в Российской Федерации обусловили существенные изменения в методологии и организации бухгалтерского учета. Значительно расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику, определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации бухгалтерского учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организацией самостоятельно, исходя из условий его деятельности.

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, что поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса.

Таким образом, конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество (прибыль или убыток) и размер финансовых результатов, а именно, доходы и расходы организации.

Целью написания данной работы является изучение формирования информации бухгалтерского учета о доходах и расходах организации. Для достижения этой цели необходимо:

  1. раскрыть сущность и значение учета доходов и расходов;
  2. изучить классификацию доходов и расходов;
  3. разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов;
  4. разобрать методологические основы и правила учета доходов и расходов;
  5. рассмотреть способы оценки доходов и расходов;
  6. рассмотреть порядок формирования финансового результата.
  7. Сравнить доходы и расходы в российской бухгалтерском учете и в МСФО.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, списка использованной литературы состоящего 17 из источников и заключения.

В первой главе рассматривается сущность и значение доходов и расходов, а также условия принятия к учету. Во второй главе определяется сам учет доходов и расходов организации, объективность оценки доходов и расходов, правила учета доходов и расходов, сравнение учета доходов и расходов с МСФО и российским бухгалтерским учетом.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили труды современных отечественных экономистов, занимающихся исследованием темы учета доходов и расходов организации, действующие нормативно-правовые акты учебные и методические пособия по бухгалтерскому учету, статьи периодической печати и другие. Полный список используемых источников приводится в конце работы.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования.

1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1. Понятие доходов и расходов организации

Начиная с 2000 года, организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99), утвержденных Приказами от 06.05.1999 г. № 32н и № 33. Данные Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации. Это позволяет решать такие задачи, как оперативное управление и контроль за деятельностью организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах. Концепция доходов и расходов, лежащая в основе упомянутых ПБУ, состоит в том, что не всякие затраты относятся к расходам, так же как не всякие поступления являются доходами.

В бухгалтерском учете, согласно п.2 ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). 1

Иными словами, поступившие за определенный период денежные средства или иное имущество образуют доход организации, увеличивая ее активы. Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц, так например:

  • сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • задатка;
  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Все эти поступления хотя и пополняют расчетный счет (или кассу) организации, но не являются ее доходами, т.к. принадлежат другим юридическим лицам (или бюджету разных уровней) и не способствуют увеличению ее капитала. Вместе с тем не каждое увеличение капитала бывает следствием роста доходов. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства, капитал организации увеличивается, но к ее доходам эти поступления не относятся (по своему определению). 2

Поскольку доходы признаются при определенных условиях, в п.12 ПБУ 9/99 приведены пять таких условий:

1) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации либо отсутствует неопределенность в их получении;

4) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком, услуга оказана;

5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Без обязательного исполнения этих условий доход является не признанным в конкретном отчетном периоде, а отражается в бухгалтерском учете либо как дебиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество не получено), либо как кредиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество получено).

Для признания в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг, т.е. когда ясно, что условие для перехода права собственности должно быть обязательным для исполнения, необходимо выполнить все пять перечисленных условий.

Для признания доходов, получение которых не связано с переходом права собственности и (или) при отсутствии расходов, связанных с их получением, должны быть исполнены соответственно три либо четыре условия признания. 3

Говоря о признании доходов, необходимо также отметить, что наряду с коротким циклом создания готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг (до 12 мес.) существует и такая продукция (работа, услуга), для которой обычный операционный цикл превышает 12 мес., например, при определении дохода в строительстве или при проведении НИОКР. Правила признания таких доходов приводятся в п.13 ПБУ 9/99. Организация может отражать в бухгалтерском учете выручку от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) с длительным циклом изготовления либо по завершении ее изготовления, либо постепенно по мере готовности, если на основании первичных учетных документов можно определить величину (или процент) готовности продукции (работы, услуги).

Если сумма выручки от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуги) не может быть определена (например, нет мировых аналогов выпускаемой продукции), выручка принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги. Причем для отличных по характеру и условиям изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг организация может применять в одном отчетном периоде разные способы признания выручки. Информацию о выбранном методе следует отразить в учетной политике организации.

Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке 4:

Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации). При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании (или покупатель (заказчик) признан должником);

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;

Суммы дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;

  • иные поступления - по мере образования (выявления).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

В свою очередь, в соответствии с п.2 ПБУ 10/99 под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Тем не менее, главным в понимании определения «расходы» должна быть цель, которую призвана реализовать данная категория. Такой целью следует считать достижение возможности исчисления финансового результата организации как разницы между ее доходами и расходами за определенный период. Исходя из этого ПБУ 10/99 содержит ряд ограничений по видам расходов, которые, являясь по существу стопроцентными затратами, не признаются таковыми применительно к его целям, поскольку непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов 5 . Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 5
1.1. Понятие доходов и расходов организации 5
1.2. Классификация и характеристика доходов и расходов 11
2. ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 15
2.1. Методологические основы и правила учета доходов и расходов 15
2.2. Способы оценки доходов и расходов 18
2.3. Сравнение доходов и расходов в российском учете и МСФО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Настоящие методические рекомендации направлены на оказание методологической помощи подразделениям государственных (муниципальных) органов и организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) при приеме и анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера .

Обязанность отдельных категорий лиц представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения) установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также иными федеральными законами.

Анализ сведений входит в число основных функций органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в соответствии с положениями федерального законодательства о противодействии коррупции .

Формирование методологии проведения анализа сведений, направленного на оценку объективности и соразмерности имущественного положения отдельных категорий лиц их доходам;

Выявление признаков представления недостоверных или неполных сведений, конфликта интересов, иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

Обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими, работниками, на которых распространяется обязанность представлять сведения, требований антикоррупционного законодательства.

Анализ сведений предполагает широкую вариативность действий, включая :

Проведение бесед с гражданами и государственными (муниципальными) служащими (работниками) с их согласия, получение от них с их согласия необходимых пояснений. Данные действия направлены на конкретизацию содержания представленных сведений, изложение, объективность и (или) полнота которых при анализе вызывает обоснованные сомнения (вопросы). Проведение бесед и получение пояснений могут позволить исключить необходимость принятия решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Направление запросов в целях получения от государственных (муниципальных) органов и организаций информации о соблюдении государственными (муниципальными) служащими (работниками) требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну). Указанные действия могут осуществляться в целях оперативного уточнения отдельных положений (разделов) представленных сведений до принятия уполномоченным лицом решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Изучение представленных гражданами и государственными (муниципальными) служащими (работниками) сведений, иной полученной информации. Изучение любой имеющейся в открытых источниках информации осуществляется в целях исключения неточностей и ошибок, конкретизации и (или) дополнения представленных сведений, выявления взаимосвязи с представленными за предыдущие периоды сведениями, случаев намеренного сокрытия служащими (работниками) тех или иных сведений, установления признаков, при которых существует вероятность наличия личной заинтересованности у служащего (работника), его родственников, а также иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

В случае если по результатам проведенного анализа была выявлена достаточная информация, свидетельствующая о представлении недостоверных или неполных сведений, конфликте интересов, иных нарушениях положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, принимается соответствующее решение и проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

I. Первичная оценка справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Прием справки осуществляет государственный (муниципальный) служащий (работник) подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Первичная оценка справки направлена на выявление очевидного отсутствия необходимой информации, возможных неточностей, технических ошибок при заполнении справки.

При приеме справки оценивается:

1) своевременность представления сведений.

2) соответствие представленной справки утвержденной форме;

3) правильность указания отчетного периода и отчетной даты, даты представления сведений, наличие подписи гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы, иной должности, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения, или лица, замещающего соответствующую должность, представившего справку на себя (далее также - лицо или служащий (работник)), своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей (далее также - супруга (супруг), несовершеннолетние дети).

Граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, иной должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения, представляют:

а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга), несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов, а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода;

б) сведения об имуществе, принадлежащем лицу, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату).

Государственные (муниципальные) служащие, (работники) представляют:

а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга), несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений, а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода;

б) сведения об имуществе, принадлежащем лицу, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений);

4) полнота заполнения соответствующих разделов справки.

В частности, в:

разделе 1 справки в обязательном порядке должны быть заполнены строки «Доход по основному месту работы» или «Иные доходы», а также строка «Итого доход за отчетный период». В случае отсутствия указанных доходов в соответствующих строках справки должно быть указание об отсутствии такого вида дохода (например, «нет», «не имеется», «0» и пр.);

разделе 3 справки, в случае указания наличия имущества в собственности, заполнению подлежат все графы соответствующего подраздела. При этом необходимо обращать внимание, что в обязательном порядке должен быть заполнен подраздел 3.1 «Недвижимое имущество» или подраздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки. Одновременное отсутствие информации в обоих указанных подразделах не допускается;

разделах 4-7, в случае наличия соответствующих объектов (счет в банке или иной кредитной организации, акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах, иные ценные бумаги, имущество, находящееся в пользовании и пр.), обязательным является заполнение всех соответствующих граф подраздела справки.

При приеме справки обязательному уточнению подлежит семейное положение лица в целях подтверждения достаточного объема представленных сведений. Информация о семейном положении подлежит сверке с имеющейся информацией, хранящейся в личном деле лица, представляющего сведения.

II. Детальный анализ справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период

Под анализом для целей настоящих Методических рекомендаций подразумевается деятельность по изучению сведений, представляемых лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и иной полученной информации в целях выявления признаков представления недостоверных или неполных сведений, конфликта интересов и иных нарушений положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, являющихся основанием для проведения дальнейшей проверки .

В рамках анализа представленных сведений сопоставляется справка за отчетный период со справками за три предшествующих периода (в случае их наличия), а также с иной имеющейся в распоряжении подразделения государственного (муниципального) органа, организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее - уполномоченное подразделение (должностное лицо)) информацией об имущественном положении, осуществляемых полномочиях лица, представившего сведения, и иных лиц, получение и обработка которой не противоречит законодательству Российской Федерации. При невозможности сопоставления сведений со справками за три предшествующих периода, сведения сопоставляются со справками за имеющиеся периоды, а также (при наличии) со справкой, поданной служащим (работником) при поступлении на государственную (муниципальную) службу (работу).

По результатам проведенного анализа государственный (муниципальный) служащий, работник уполномоченного подразделения (должностное лицо) может сделать вывод об отсутствии оснований для инициирования проведения проверки достоверности и полноты сведений, либо о наличии достаточной для инициирования проведения проверки информации, в том числе присутствии признаков конфликта интересов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В случае выявления информации о недостоверности и неполноте сведений, а также признаков конфликта интересов либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции необходимо проведение проверки. Подробному изучению подлежат сведения в случае их существенного изменения в сторону увеличения уровня дохода, имущества и обязательств имущественного характера лица, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, которые создают обоснованные сомнения в законности дохода, имущества и обязательств имущественного характера.

2.1. Титульный лист

1. При анализе титульного листа справки следует обратить внимание на:

1) соответствие фамилии, имени и отчества (полностью, без сокращений), даты рождения, серии, номера, даты выдачи и наименования органа, выдавшего паспорт, имеющейся актуальной информации, хранящейся в личном деле лица (по состоянию на дату представления справки).

Если справка представлена в отношении члена семьи, то сверяется его фамилия, имя и отчество, дата рождения, родство с лицом, представляющим сведения (супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок), серия, номер, паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта), дата выдачи и орган, выдавший документ. Сопоставление указанных сведений осуществляется с имеющейся актуальной информацией, хранящейся в личном деле лица;

2) соответствие адреса места регистрации лица, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей с имеющейся актуальной информации, хранящейся в личном деле лица (по состоянию на дату представления справки);

3) согласованность информации о месте регистрации (фактического проживания) со сведениями, указанными в подразделах 3.1 «Недвижимое имущество» или 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки;

4) правильность указания основного места службы (работы) и замещаемой (занимаемой) должности лица в соответствии с приказом, распоряжением или иным актом о назначении, служебным контрактом (трудовым договором).

В случае если лицо поступает на государственную (муниципальную) службу, претендует на замещение должности, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения, проверяется правильность указания соответствующего места службы (работы), должности.

2. Для недопущения попытки сокрытия сведений о семейном положении в целях непредставления сведений на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей, при приеме справки необходимо удостовериться, что в случае наличия в личном деле информации о супруге лица, представившего сведения, его несовершеннолетнем ребенке, сведения также представлены и на супругу (супруга), несовершеннолетнего ребенка.

3. При анализе сведений о соблюдении служащими (работниками) требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов подлежат изучению на предмет наличия признаков личной заинтересованности данные о регистрации таких лиц по месту жительства (месту пребывания) или фактическом пользовании недвижимым имуществом с иными гражданами (при наличии таких сведений в уполномоченном подразделении (у должностного лица)).

Например, один и тот же адрес регистрации может быть указан в справках служащего (работника) и другого служащего (работника), представляющего сведения, в отношении которого он осуществляет финансово-хозяйственные или контрольные функции в рамках одного органа (организации). Данный факт может быть признаком возможного конфликта интересов или нарушения запрета на совместную работу близких родственников или свойственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей), в случае, если данный запрет распространяется на указанных лиц, и требует проведения проверки, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

4. В целях выявления фактов возникновения конфликта интересов и нарушения иных положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции отдельное внимание необходимо уделять анализу сведений о месте работы супруги (супруга) служащего (работника).

При анализе сведений о месте работы супруги (супруга) служащего (работника) рекомендуется использовать открытые источники информации, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об организациях, в которых работают супруга (супруг) служащего (работника), в целях выявления взаимосвязи организаций, а также наличия возможной личной заинтересованности (прямой или косвенной), которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служащим (работником) своих должностных (служебных) обязанностей (полномочий).

Например, супруга служащего занимает руководящую должность в организации, в отношении которой служащий осуществляет функции контроля. Данный факт может быть признаком наличия конфликта интересов и требует проведения проверки, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

2.2. Раздел 1 «Сведения о доходах»

Анализ данного раздела заключается в сопоставлении заявленного общего дохода лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей со сведениями, корреспондирующими с соответствующими позициями данного раздела, и (или) сведениями других разделов справки, а также сведениями, содержащимися в справках за предшествующие периоды.

В случае указания лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой деятельности, проверяется наличие в личном деле лица уведомления, поданного на имя представителя нанимателя (работодателя), о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу.

Кроме того, в случае указания в данном разделе справки дохода от иной оплачиваемой работы, необходимо установить наличие соответствующего уведомления о такой работе, представленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При анализе информации о доходе от указанной выше деятельности (доход от педагогической, научной, иной творческой деятельности, иного вида дохода), полученном лицом, супругой (супругом), несовершеннолетними детьми, необходимо обращать внимание на соотношение такого дохода и дохода, полученного за аналогичный период по основному месту работы.

Подробному анализу на предмет достоверности и полноты представленных сведений подлежит ситуация, при которой доходы, указанные от иной оплачиваемой работы, превышают доходы по основному месту работы за соответствующий период и отсутствуют в справках за предыдущие периоды.

В случаях, если для осуществления отдельных видов деятельности установлен запрет, проверяется соблюдение данного запрета.

Сведения о доходах от вкладов в банках и иных кредитных организациях (строка 4) сопоставляются с разделом 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки, а также справок за предыдущие периоды.

Сведения о доходах, полученных от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях (строка 5), должны соотноситься со сведениями, указанными в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах» справки, а также справок за предыдущие периоды.

Указанные в данном разделе иные доходы (строка 6) сверяются с соответствующими сведениями других разделов справки, а также справками за предшествующие периоды. Так, например:

1) сведения о доходах, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, должны соответствовать сведениям о недвижимом имуществе, отражаемым в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки;

2) сведения о доходах, полученных от сдачи в аренду транспортного средства, должны соответствовать сведениям о транспортных средствах, отражаемым в подразделе 3.2 «Транспортные средства» справки;

3) сведения о доходах в виде денежных средств, полученных лицом, супругой (супругом), несовершеннолетними детьми в результате наследования и (или) дарения. Указанные средства могут быть отражены в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки. При этом уточняется факт получения в порядке наследования недвижимого и иного имущества.

При анализе раздела 1 «Сведения о доходах» справки следует обратить внимание на обязательность указания итогового дохода (строка 7), который складывается из суммы строк 1 - 6 данного раздела.

2.3. Раздел 2 «Сведения о расходах»

Раздел 2 «Сведения о расходах» справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде лицом, супругой (супругом), несовершеннолетними детьми совершена сделка (сделки) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица, супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

При анализе сведений данного раздела устанавливается соответствие доходов понесенным расходам. Наличие сведений в разделе 2 «Сведения о расходах» справки свидетельствует о необходимости проведения более тщательного анализа тех источников получения средств, за счет которых было приобретено соответствующее имущество, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций).

Внимание также следует уделить наличию обоснования источников получения средств на приобретение имущества, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в отчетном периоде лицом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми.

При анализе источников средств, за счет которых приобретено имущество, указанное в разделе 2 «Сведения о расходах» справки, следует обратить внимание на следующие возможные источники получения дохода:

1) доход, полученный от продажи или сдачи в аренду недвижимого имущества, транспортных средств, который должен подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами (договорами), а также найти свое отражение в разделе 1 «Сведения о доходах», подразделах 3.1 «Недвижимое имущество» и 3.2 «Транспортные средства» справки (в случае, если такие сведения подлежат отражению в соответствующем подразделе);

2) денежные средства, полученные от физических лиц, в результате наследования, дарения, которые могут быть подтверждены соответствующими документами (выпиской из наследственного дела, договором дарения) и указаны в разделе 1 «Сведения о доходах» справки;

3) денежные средства, полученные вследствие возникновения срочного обязательства финансового характера (заем, кредит), подтверждаются договором займа, кредитным договором, сведения о которых могут быть отражены в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» и (или) подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» справки в случае, если подраздел 6.2. подлежит заполнению;

4) личные накопления семьи за предыдущие годы;

5) доход, полученный в результате владения ценными бумагами, акциями, (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), сведения о владении которыми сверяются со сведениями раздела 1 «Сведения о доходах» и раздела 5 «Сведения о ценных бумагах» справки.

При проведении анализа данного раздела следует учитывать, возможность невнесения в справку сведений о расходах, об имуществе, стоимость которого превышает общий доход лица, супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом указанные объекты имущества (иные доходы) могут быть указаны в соответствующих разделах справки. Данное обстоятельство может свидетельствовать как об ошибках, совершаемых при заполнении справки, так и о намеренном сокрытии, в связи с чем, появление любого нового имущества в других разделах справки подлежит тщательной проверке на предмет его отнесения к разделу 2 «Сведения о расходах» справки.

При анализе сведений о расходах внимание также необходимо уделять доходам, которые не могут быть проверены через достоверные и доступные источники информации, так как указанные доходы могут являться одним из признаков возможного конфликта интересов.

При наличии достаточной информации, свидетельствующей о возможных нарушениях запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, осуществляется проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Раздел 3 «Сведения об имуществе»

1. При проведении анализа данного раздела справки изучению подлежат сведения:

1) о виде собственности на объект движимого и недвижимого имущества (индивидуальная, долевая, общая). При этом для совместной собственности должны быть указаны иные лица (фамилия, имя, отчество или наименование), в собственности которых находится имущество. Вместе с тем для долевой собственности необходимо указание размера доли лица, сведения об имуществе которого представляются;

2) об адресе регистрации (местонахождении) объекта недвижимого имущества;

3) о наименовании регистрационного органа, в котором зарегистрировано транспортное средство (например, наименование органа Госавтоинспекции);

4) о площади (кв. м) (для объектов недвижимого имущества);

5) об основании приобретения (наименование и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности);

6) об источнике средств, за счет которых приобретено недвижимое имущество, в случае, если такое имущество находится за пределами территории Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). При этом сведения о вышеуказанном источнике должны указываться в справке ежегодно, вне зависимости от года приобретения имущества.

2. Особое внимание при проведении анализа данного раздела справки следует обращать на любое имущество, приобретенное (отчужденное) в отчетном периоде лицом, супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в сравнении со сведениями, указанными в справках за предыдущие отчетные периоды.

Факт отсутствия в справке за отчетный период сведений об имуществе, ранее указанном в справках за предыдущие отчетные периоды, должен корреспондироваться со сведениями, указанными в разделе 1 «Сведения о доходах» справки в качестве дохода, полученного от продажи (отчуждения) данного имущества, либо с информацией, указанной в разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки» справки, об отчуждении на безвозмездной основе. Если доход от продажи (отчуждения) имущества не указан и раздел 7 справки не заполнен - у лица необходимо запросить пояснения, касающиеся порядка отчуждения данного имущества.

При появлении в отчетном периоде нового имущества рекомендуется удостовериться, что данное имущество соразмерно доходам лица, супруги (супруга). При этом устанавливаются источники средств на его приобретение путем анализа: суммы общего дохода (раздел 1 справки), денежных средств (раздел 4 справки), в том числе изменения сумм остатков на счетах лица, супруги (супруга), а также величины срочных обязательств финансового характера (подраздел 6.2 справки). Необходимо учитывать аналогичные сведения, которые были указаны в справках за предыдущие отчетные периоды (при их наличии).

В случае приобретения имущества в результате совершения безвозмездной сделки (наследования, дарения) устанавливается наследодатель (даритель), а лицу предлагается дать соответствующие пояснения, поскольку возможна ситуация возникновения конфликта интересов.

Также следует обратить внимание на следующее.

1) В случае отсутствия информации об объектах недвижимости, находящихся в собственности лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей, должен быть заполнен подраздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки, в котором должна быть указана информация об объекте недвижимого имущества, находящегося в пользовании, по адресу которого указанное лицо и члены его семьи зарегистрированы (постоянно или временно). Сопоставление указанных сведений осуществляется с имеющейся актуальной информацией, хранящейся в личном деле лица, представившего сведения (по состоянию на дату представления справки).

2) В случае если объект недвижимости указан как индивидуальная собственность лица, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, данный объект может быть указан в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки как находящийся в пользовании у остальных членов семьи (в случае совместного проживания в данном объекте недвижимости).

3) Объект недвижимого имущества, указанный как находящийся в собственности лица, дополнительно не должен быть указан как находящийся в пользовании того же лица (дублирование соответствующей информации является логической ошибкой при заполнении справки).

4) При наличии в собственности лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей жилого дома, дачи, садового дома, гаража, машино-места целесообразно уточнять сведения о находящемся в собственности (пользовании) земельном участке по тому же адресу, поскольку указанные объекты, как правило, возводятся на земельных участках, то есть непосредственно связаны с землей, которая может принадлежать лицу на праве собственности. При этом следует учитывать, что земельный участок, на котором возведено строение, может принадлежать на праве собственности другим лицам.

Земельный участок под многоквартирным домом, а также под надземными или подземными гаражными комплексами, в том числе многоэтажными не подлежит указанию.

При нахождении указанного земельного участка в пользовании лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей, необходимо уточнять наличие соответствующих сведений в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки.

3. При наличии сведений о транспортных средствах следует проверить их реквизиты (марку, модель, год выпуска). Сведения о транспортных средствах сопоставляются с информацией предшествующего отчетного периода. При этом в случае, если вероятная стоимость транспортного средства, приобретенного лицом, супругой (супругом), несовершеннолетними детьми в отчетном периоде является значительной и превышает их общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду, необходимо проверить наличие соответствующих сведений о транспортном средстве в разделе 2 «Сведения о расходах» справки.

4. К фактам, позволяющим сделать вывод о возможном представлении лицом недостоверных или неполных сведений, можно отнести следующие случаи.

1) При сопоставлении справки за отчетный период с ранее представленными справками выявлен факт появления нового объекта недвижимого имущества, транспортного средства, стоимость которого превышает общий доход лица, супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом сведения о таком объекте не указаны в разделе 2 «Сведения о расходах» справки.

2) В справке за отчетный период лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей не отражены объекты недвижимости, транспортные средства, ранее принадлежавшие указанным лицам на праве собственности, и доходы от продажи объектов недвижимости и транспортных средств не указаны в разделе 1 «Сведения о доходах» справки и отсутствуют сведения в разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки» справки.

3) В справке за отчетный период указан новый объект недвижимого имущества. При этом реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности, указывают на то, что имущество было приобретено в один из периодов, предшествующих отчетному.

2.5. Раздел 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»

1. В ходе осуществления анализа данного раздела необходимо обращать внимание на наименование банка или иной кредитной организации, а также адрес банка или иной кредитной организации, в котором размещены средства лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей, вид и валюту счета, дату открытия счета, сумму поступивших на счет денежных средств, в случае если указанная сумма превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года. В данной ситуации к справке прилагается выписка о движении денежных средств по данному счету за отчетный период.

В рамках анализа представленные сведения сопоставляются с аналогичными сведениями справок предыдущих отчетных периодов (при их наличии).

2. Дата открытия счета в банке или иной кредитной организации должна быть не позднее отчетной даты, поскольку счет, который был открыт позднее отчетной даты, в справке не указывается (такие сведения указываются в справке за последующий отчетный период).

3. При наличии кредитных договоров и открытии соответствующих счетов необходимо обращать внимание на отражение сведений в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» справки (при необходимости).

4. К фактам, позволяющим сделать вывод о возможном совершении лицом коррупционного правонарушения, можно отнести следующие случаи.

1) В представленной справке за отчетный период указан банковский счет, открытый ранее отчетного периода. При этом в справках за предыдущие отчетные периоды данный счет не фигурирует. В этой связи, возможна ситуация умышленного сокрытия данного счета ранее с целью осуществления денежных операций и не отражения их в справке.

2) Сумма остатка на счете на конец отчетного периоды многократно превышает заработную плату лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей. В этой связи может быть рассмотрена возможность запроса пояснений, касающихся основания получения указанной суммы.

3) В представленной справке указан депозитный счет со значительным остатком. При этом в строке 4 раздела 1 «Сведений о доходах» справки отсутствуют сведения о доходе от вклада в банке или иной кредитной организации. В этой связи необходимо учитывать, что по истечению временного периода, определяемого банком или иной кредитной организацией, осуществляется выплата процентов по вкладу.

2.6. Раздел 5 «Сведения о ценных бумагах»

1. При анализе подраздела 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» справки следует обратить внимание на обязательность заполнения всех соответствующих разделов. В случае наличия ценных бумаг в соответствующем подразделе должно быть указано:

1) полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовой формы;

2) местонахождение организации (адрес);

3) уставный капитал организации (особое внимание необходимо уделить случаям, при которых уставный капитал организации выражен в иностранной валюте. В данной ситуации необходимо уточнить курс Банка России на отчетную дату и осуществить соответствующие расчеты);

4) доля участия;

5) основания участия.

2. При анализе подраздела 5.2 «Иные ценные бумаги» справки следует обратить внимание на необходимость указания:

1) вида ценной бумаги;

2) лица, выпустившего ценную бумагу;

3) номинальной величины обязательства;

4) общего количества;

5) общей стоимости.

3. При анализе подраздела 5.2 «Иные ценные бумаги» справки необходимо удостовериться, что в данном подразделе не указаны акции, подлежащие отражению в подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» справки.

4. Одновременно необходимо удостовериться в правильности заполнения суммарной декларированной стоимости ценных бумаг, включая долей участия в коммерческих организациях.

5. Результатами проведенного анализа могут быть выявленные факты наличия или возможного наличия конфликта интересов, а также несоблюдения установленных требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Анализ содержащихся сведений в подразделах 5.1 и 5.2 справки позволит выявить конфликт интересов в случаях, если супруг (супруга), несовершеннолетние дети лица владеют ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) организаций, в отношении которых лицом принимались какие-либо решения, в том числе при осуществлении контрольно-надзорных функций.

6. В случае если вопрос о возможном конфликте интересов в связи с нахождением в собственности ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях рассматривался на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, и комиссией было рекомендовано передать ценные бумаги, доли в уставном (складочном) капитале в доверительное управление - проверяется полнота исполнения указанной рекомендации.

7. В случае наличия справок за предыдущие отчетные периоды необходимо проанализировать представленную справку в части увеличения и (или) уменьшения позиций в данном разделе и сведений о каждой позиции.

8. В случае выявления факта отчуждения ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, получения дивидендов или дохода от операций с ценными бумагами соответствующая информация подлежит отражению в разделе 1 «Сведения о доходах» справки. При отчуждении ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях на безвозмездной основе должен быть заполнен раздел 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки» справки.

9. В случае приобретения ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях целесообразно уточнить стоимость их приобретения и, как следствие, необходимость заполнения раздела 2 «Сведения о расходах» справки. Одновременно необходимо сравнить информацию о предоставленной стоимости приобретения со среднерыночной ценой на дату их приобретения. В случае существенного расхождения между данными показателями необходимо запросить пояснения.

10. В случае наличия сомнений в достоверности отражения информации целесообразно запросить пояснения у лица, представившего сведения.

11. В случае, если в отчетном периоде совершены сделки с недвижимым имуществом и (или) транспортными средствами и в связи с этим заполнен раздел 2 справки, любые приобретения ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях автоматически (по совокупности) подлежат декларированию в разделе 2 справки.

2.7. Раздел 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера»

1. При анализе подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки следует обратить внимание на правильность указания следующих аспектов:

1) вида имущества;

2) вида и сроков пользования;

3) основания пользования;

4) местонахождения (адреса);

5) площади (кв. м).

2. В случае если на титульном листе справки указанное в информации о регистрации имущество не отражено в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки, такое имущество подлежит указанию в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки (за исключением, в том числе случая, когда лицо, супруга (супруг), несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу административного здания, являющегося местом прохождения федеральной государственной службы).

3. В случае если достоверно известно об объектах недвижимого имущества, которые на постоянной основе используются лицом, супругой (супругом), несовершеннолетними детьми, и такие объекты не отражены в данном подразделе, то необходимо запросить соответствующие пояснения.

4. При анализе подраздела 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» справки следует обратить внимание на необходимость указания:

2) кредитора (должника);

3) основания возникновения;

4) суммы обязательства/размера обязательства по состоянию на отчетную дату (особое внимание необходимо уделить случаям, при которых срочное обязательство финансового характера выражено в иностранной валюте. В данной ситуации необходимо уточнить курс Банка России на отчетную дату и осуществить соответствующие расчеты;

5) условий обязательства.

5. При анализе суммы обязательства/размера обязательства по состоянию на отчетную дату необходимо удостовериться, что в данном подразделе не указаны срочные обязательства финансового характера на сумму менее 500 000 руб., а также срочные обязательства финансового характера, в отношении которых размер обязательства (оставшийся непогашенным долг) составляет менее 500 000 руб.

6. При анализе информации о кредиторе (должнике) и гарантиях и поручительствах необходимо удостовериться в отсутствии конфликта интересов.

7. При анализе информации об условиях срочного обязательства финансового характера целесообразно сопоставить представленные сведения со среднерыночными условиями. Рекомендуется использовать открытые источники информации, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Например, уточнить на сайте соответствующего банка или иной кредитной организации размер процентной ставки по аналогичному финансовому обязательству на соответствующую дату.

В случае существенного расхождения между этими показателями необходимо запросить пояснения.

8. При наличии кредитных договоров необходимо обращать внимание на отражение сведений в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки об имеющихся счетах, которые открыты при заключении кредитных договоров.

При получении кредита наличными, необходимо уточнить факт открытия счета в соответствующей кредитной организации. В случае если кредитный договор предполагает открытие счета, информация о таком счете должна быть отражена в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки.

9. В случае указания в графе «Условия обязательства» заложенного имущества в обеспечение срочного обязательства финансового характера, следует уточнить необходимость отражения такого имущества в разделе 3 «Сведения об имуществе» справки.

10. В случае наличия справок за предыдущие отчетные периоды необходимо проанализировать представленную справку в части увеличения и (или) уменьшения позиций в данном разделе и сведений о каждой позиции.

11. Посредством сопоставления представленных справок со справками за предыдущие отчетные периоды выявляется сумма сокращения финансовых обязательств за отчетный год в сравнении с доходами, указанными в разделе 1 «Сведения о доходах» представленных справок. В случае наличия сомнений в объективности представленных сведений необходимо запросить пояснения, в том числе в отношении источника погашения обязательств.

Фактом, свидетельствующим о возможном совершении коррупционного правонарушения, может быть ситуация значительного сокращения суммы имевшихся срочных обязательств. При этом сумма выплаченного долга равна или превышает общий доход лица, супруги (супруга) и несовершеннолетних (детей) за отчетный период.

12. В случае если лицо, супруга (супруг) выступают в качестве кредиторов необходимо сумму предоставленных средств сопоставить с доходами, полученными за отчетный период. В случае наличия сомнений в объективности представленных сведений необходимо запросить пояснения.

13. В случае если лицу, супруге (супругу) выданы кредиты на значительную сумму на беспроцентной основе или по заведомо низкой ставке, отличающейся от обычных условий кредитования, необходимо изучить данную ситуацию и при необходимости запросить соответствующие пояснения.

В целях определения среднерыночной ставки и условий предоставления кредитных средств рекомендуется использовать открытые источники информации, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализируя ставки и условия кредитных продуктов соответствующего банка или иной кредитной организации на соответствующую дату.

14. При наличии кредита или займа, сумма которых значительно превышает годовой доход лица, супруги (супруга), необходимо проверить в разделе 3.1 справки наличие соответствующего вновь приобретенного имущества или наличие в разделе 6.2 справки информации о финансовом обязательстве со стороны застройщика.

2.8. Раздел 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки»

При анализе указанного раздела необходимо обращать внимание на то, что в соответствии с гражданским законодательством под сделкой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае если в отношении объекта имущества, ранее находившегося в собственности, осуществлена безвозмездная сделка, такая информация должна быть указана в разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки» справки.

Информация, указанная в данном разделе, сопоставляется с иными разделами справки за текущий и предыдущие периоды на предмет согласованности отображения соответствующих сведений.

_____________________________

* За исключением сведений, представляемых претендентами на замещение посредством прямых выборов должности или на членство в выборном органе (палате органа).

** Подпункт «л» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Подпункт «е» пункта 15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Подпункт «е» пункта 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей российской федерации, и лицами, замещающими государственные должности российской федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности российской федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».

Подпункт «и» пункта 6 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Подпункт «л» пункта 7 Типового положения об органе субъекта российской федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Настоящие Методические рекомендации также могут быть использованы при проведении анализа сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями государственных и муниципальных учреждений в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 237-ФЗ и частью 4 статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

Так, предусмотрен первичный и детальный анализ справки о доходах и расходах. В рамках первого оцениваются своевременность предоставления документа, соответствие утвержденной форме, правильность указания отчетного периода, полнота заполнения разделов.

При детальном анализе происходит сопоставление сведений в т. ч. с ранее переданными справками, с иной информацией. Перечислены процедуры, проводимые при анализе каждого раздела справки.

Реестр декларирования государственных служащих – это система сбора информации о доходах, расходах и имуществе публичных представителей страны. Введение такого положения обусловлено Конвенцией ООН о коррупции и противодействии нарушений.

Законодательные акты регулируют отношения налоговой службы и чиновников, которые подают сведения для декларирования своих заработков. Также органы, которые проводят проверку по факту выявления несоответствий по переданным документам.

Передача данных об имуществе, движимом и недвижимом, доходах, в том числе из за рубежа производится каждый год, за несвоевременно поданные и полностью отсутствующие акты декларации предусмотрены штрафы и привлечение к ответственности.

Зачем декларировать доходы

На территории РФ действует ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» , где сказано, что помимо госслужащих декларации также обязаны подавать и члены их семей, где точно отображены сведения о передвижении доходов, имущества и обязательствах имущественного вида.

Указом Президента РФ подлежат декларированию доходы, ценные бумаги и имущество за рубежом, до 30 апреля настоящего года за прошедший период. Происходит подача отчета каждый год. Подлежат отчетности все виды получения денежных средств чиновниками для прозрачности системы, и отслеживании коррупционных действий.

Центр борьбы с коррупцией проводит проверки по факту предъявления декларации, на полноту сведений указанных в ней. Так при незаконном обогащении, публичным лицом без оснований подлежит уголовному наказанию. Все несоответствия выявляются, по ним проводится тщательная проверка, и публикуются итоги на сайте ФНС.

Где можно посмотреть сведения

Сотрудники государственных служб, обязаны декларировать свои доходы согласно приказу Президента РФ.

К ним относятся сотрудники:

  • аппарата президента;
  • федеральных палат и собраний;
  • правительство;
  • служащие МВД и МЧС;
  • органов исполнительной власти;
  • судебной системы;
  • федеральные таможенные подразделения;
  • ФСБ и ФСО.

Каждый год на сайте ФНС размещаются данные по заработку и другому имуществу государственных чиновников, а также их семей. Также каждая из организаций госслужбы, должны размещать на сайтах своих подразделений подробную информацию по декларированию своих сотрудников, а также их семья (супруга/супруг, дети, в том, числе несовершеннолетние).

Реестр деклараций госслужащих - автоматизированная система, обновления которой происходят раз в год, подразделения по сферам занятости, регионам, списки крупнейших доходов чиновников и их супругов это то, к чему доступ постоянно открыт. Расхождения в предоставленных данных и их сумма также отображается в реестре.

Как правильно заполнять

Законодательство РФ устанавливает срок сдачи налоговой декларации для чиновников на 30 апреля каждого года, если он выпадает на выходной день, автоматически переносится на следующий рабочий период.

Формирование справок на каждого члена семьи, согласно Указу Президента от 22.01.2017 №82 , должно производиться в программном обеспечении «Справки БК» . Если супружеская пара разведена, и решение расторжения брака вступило в силу через месяц, ранее декабря прошлого года, справку о доходах супруга (супруги) заполнять не имеет смысла.

Посещать инстанции не обязательно. Заполнить форму по отчетности возможно на официальном сайте налоговой службы, при помощи регистрации в личном кабинете, также потребуется электронная цифровая подпись. Документ можно предъявить в бумажном и электронном виде. Составление на официальном бланке возможно при помощи программы «Декларация».

Для входа в личный кабинет налогоплательщика необходимы реквизиты, которые можно получить в налоговой службе, в любом отделении. Необходимо предъявить паспорт и копию ИНН. Либо используя данные ЕСИА, ее реквизитов доступа для входа на сайт «Государственных услуг».

При нарушении сроков сдачи документации и уплате налогов, облагается штрафом в 5% от суммы налога, который не был оплачен. Непредставление документов грозит наложением штрафа более 1000 руб.

Образец и бланк декларации

Согласно Указу Президента от 23.06.2014 № 460 декларированию подвергаются все подразделения государственных аппаратов ежегодно, и документируется в виде справки о доходах.

Декларирование доходов чиновников происходит по бланку формы 3-НДФЛ, где отображены личные сведения и 2 раздела. Сам бланк имеет 3 категории для заполнения, которые распространяются на самого заявителя, его супруга, и его детей, в том числе несовершеннолетних.

По каждому лицу указывается следующая информация:

  1. Личные паспортные данные (Ф. И. О, дата рождения и место).
  2. Название учреждения, где заключен трудовой договор.
  3. Состав семьи.
  4. Временной промежуток, по которому будет представлен отчет.
  5. Источники дохода, остатки на банковском счете, их суммы и стоимость покупки активов.
  6. Недвижимость и транспортные средства во владении.
  7. Наличие депозитов.
  8. Кредиты, займы (длительного и кратковременного характера).

Скачать бланк декларации и образец заполнения можно прямо на нашем сайте.

Подача декларации происходит в срок до 30 апреля, исключения составляют работники Администрации Президента, им подавать документ необходимо до 1 апреля. Не зависимо от рабочей деятельности или отпуска, также и декретный отдых, необходимо представлять документы для декларирования.

Пример заполнения

Помимо заполнения анкеты, предусмотрены и разделы, описывающие саму доходную часть:

  • сведения о поступивших доходах в денежном и имущественном эквиваленте (заработная плата справка 2-НДФЛ , покупка квартиры);
  • расходы, при покупке недвижимости и транспорта (если сумма превышает доходы всех членов семьи за 3 прошедших года);
  • недвижимость, находящаяся в собственности (и средства передвижения);
  • банковские и кредитные счета;
  • ценные бумаги, акцизы (если приносят доход, также указывается сумма);
  • ипотека, сдача и съем имущества (временное пользование имущественного вида).

При получении иных доходов, таких как алименты, материнский капитал и др. они суммируются.

В таблицы вносятся данные только при покупке активов, самим государственным работником или кого-либо из его членов семьи.

Те, кто только планирует поступить на госслужбу, заполнение 2 раздела не требуется, но заполнение самой декларации, ее анкеты обязательны.

В иных случаях, необходимо указание суммы, за которую были куплены активы или недвижимость, и подтверждение, что данная сумма была получена законным путем. Исправления на бланке запрещены, в том, числе корректирующей жидкостью. Заполняется отчетный документ на листе А4.

Зачем ФНС публикует доходы госслужащих

Не все работники различных структур предоставляют декларацию о своих доходах, список тех, кто обязан это сделать, предусмотрен на законодательном уровне. Служащие, чья работа связана с коррупционными рисками относятся к обязательному предоставлению справки о доходах.

Необходимость публикации подобных данных обусловлена Конвенцией ООН, которую Россия подписала в 2003 году, она предполагает декларирование доходной части государственного аппарата. Делается это для выявления нарушений и коррумпирования. А также для обозревания в СМИ и простым гражданам РФ.

Декларирование доходов, в том, числе от продажи объектов недвижимости является необходимостью для прозрачности системы, и которая позволяет исключить коррупцию среди ведомств государственного управления. Своевременное предоставление сведений в электронном виде, при помощи сайта ИФНС сократит время подачи документов, без очередей. Подача данных о доходах происходит каждый год до 30 апреля.

Подробнее о декларациях госслужащих можно посмотреть ниже на видео.