Конспект по автоматизации произношения звука с применением здоровьесберегающих технологий. Конспект логопедического занятия на тему "автоматизация звука к" Как он о себе говорит

Тема: " В гостях у куклы Раи"

Цель: - закрепление произношения звука р

  • - автоматизация звука р изолированно, в слогах, словах и в предложении
  • - развитие фонематического восприятия и слуха
  • - развитие мелкой моторики рук
  • - закрепление умение определять позиции звука в словах
  • - развитие познавательных процессов

Оборудование: кукла Рая, гости: Буратино, Чебурашка,

Крокодил Гена; предметные картинки,

Ребус, буквы.

План:

1. Орг. момент

2. Введение в тему занятия

3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковые гимнастики

4. Автоматизация звука р

А) изолированно

Б) в слогах

В) в словах

Г) в предложениях

5. Итог занятия.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуй Настя. Посмотри сколько к нам пришло гостей. Они будут присутствовать на занятие.

Давай поздороваемся с ними

2. Введение в тему занятия.

Занятие сегодня будет необычное. Мы отправимся на день рождения к кукле Рае (логопед достаёт куклу)

3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Но прежде, давай расскажем ей сказку "Про Весёлого Языка"

Жил да был "Весёлый язычок", каждое утро просыпался и делал зарядку. Подтягивался вверх, наклоняемся. (упр. "Качели")

Потом бежал умываться и чистить зубки. (упр "Почистить зубки")

И садился пить чай. Чай был горячий, нужно его остудить.

Вздохни через нос и подуй на чай (дых. упр "Остуди чай")

А чай он пил всегда с вкусным вареньем. Попил чаю, посмотрел на себя в зеркало он увидел, что испачкал губки.

Давай слижем "Вкусное варенье" (упр. вкусное варенье)

Затем вышел на крылечко и стал играть на барабане (упр."Барабанщики")

Вдруг прискакала его любимая лошадка, он сел на неё и поскакал на прогулку. Сначала он скакал медленно, потом быстро. (упр. "Лошадка")

А вместе с "Весёлым языком" пошли на прогулку и пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

1,2,3,4,5

Вышли пальцы погулять
Большой пустился в пляс,

Указательный в припляс,

Средний пальчик поклонился,

Безымянный удалился,

А мизинчик удалец,

В цепь сомкнулся - молодец!

Чтоб прогулку продолжать,

Нужно цепь нам разорвать!

Молодец

Кукле Рае, очень понравилась наша сказка.

4. Автоматизация звука р :

а. изолированно

Рая очень маленькая ещё не умеет говорить своё имя правильно.

Рая

Назови её ласково, Раечка

Какой первый звук в имени Раечка?

Где находится язычок?

Что он там делает?

б) Автоматизация в слогах

Услышали звуки про Раечкино день рождение и стали между с собой разговаривать.

Игра "Эхо"

ра - ро -ру ры - ру -ра

ар - ор - ур ыр- ур - ар

Кра - кро - кру вра - вро - вру

Акр - окр - укр авр - овр - урв

Бра - бро - бру

Абр - обр - убр

в) Автоматизация в словах

Посмотри кого она прислала на день рождения

(Выставляется картинка с изображением(" Красная шапочка, Крокодил Гена,Петрушка")

Кто это?

(ребёнок называет)

Гости пришли с подарками

Игра "Назови и выбери"

Посмотри что они ей подарили

Сначала назови подарки в названии которых звук р слышится в начале слова (ребёнок называет ручка, ромашка, расчёска)

А теперь назови со звуком р в середине слова (барабан, фартук, краски)

И ещё назови подарки в название которых звук р слышится в конце слова (самовар, шар, свитер)

Кукла Рая хочет угостить гостей чаем. Но гости очень капризные, любят пить чай с тех чашек на которых нарисовано картинки с их любимым звуком р

Игра" Угости гостей"

Какие ты выбрал чашки?

Назови их

Молодец.

Раечка предлагает нам по ирать в игру "Звук заблудился"

Послушай слова: Адуга, акета, воона, ыба, коова.

Какой звук заблудился?

Назови правильные слова?

Посмотри, Петрушка принёс ребус, они никак не могут отгадать.

Давай поможем отгадать.

Это что? (логопед показывает рыбу)

А это буква К

Какое слово получится если к слову рыба прибавить букву К

Правильно рыбак

Вот посмотри это рыбак

Давай выложим это слово из букв?

Какое слово выложил?

Рыбак

Посмотри и скажи, что делает рыбак? (Логопед показывает картинку "Рыбак ловит рыбу")

Буратино предлагает в другую игру "Подскажи слово"

Я называю два слова, а ты добавь третье нужное слово, чтобы получилось предложение.

Рая карандаши

Петрушка рубашку

Красная шапочка ромашки

Крокодил Гена забор

Тебе понравилось наше занятие?

Куда мы с тобой "Ходили"?

Кто приходил в гости?

Чем они занимались?

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ по формированию

речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Тема:

«Дифференциация звуков И – Ы»

«Автоматизация звука «Ш»

Цели:

    Коррекционно-развивающие:

1). Развивать мышцы артикуляционного аппарата.

2). Продолжать развивать умение глубже вдыхать и с силой выдыхать воздух, направляя воздушную струю посередине языка.

3). Развивать тактильно-вибрационные ощущения. Учить пользоваться голосом при воспроизведении звуков «И -Ы».

4). Продолжать формировать навык правильного воспроизведения звука «Ш»

в начальной позиции перед гласными в слогах, словах.

5). Продолжать развивать слуховое, слухо-зрительное восприятия, навык чтения с губ.

6). Продолжать расширять словарный запас ученика.

7). Продолжать развивать познавательные процессы (память, мышление, зрительное восприятие, слухо-зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения).

II . Воспитательные цели:

1). Воспитывать положительный настрой на занятии и желание учиться.

2). Создание эмоциональной обстановки на занятии.

Оборудование:

ИКТ; дидактический наглядный материал (карточки, картинки, картотека дидактических игр); карточки с приклеенным горохом буквами;

План занятия

    Организационный момент.

Учитель: - Тима, у нас гости. Поздоровайся с ними.

Ученик: - Здравствуйте.

Учитель: - Проверь аппарат. Как ты меня слышишь?

Ученик: - Я слышу хорошо. Слайд 1.

Как тебя зовут?

Где ты учишься?

Сегодня тепло или холодно?

Какое у тебя настроение?

Как ты думаешь, что мы будем делать?

Ученик: - Будем заниматься.

    Основная часть.

Будем делать артикуляционную гимнастику.

Что будем делать?.

1). Артикуляционная гимнастика.

Каждое упражнение повторяй 5 раз.

- «Вкусное варенье».

- «Чашечка».

- «Лошадка».

- «Грибок».

2). Дыхательное упражнение «Фокус».

Я тебе даю мешочек, ты находишь там бусинки и мы узнаем с какими звуками нам придется сегодня работать.

    Дифференциация И-Ы.

    Ответь на вопросы Буду отвечать на вопросы

    Подпиши картинки (слова в единственном и множественном числе)

(иллюстрация с предметами)

2. Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции

перед гласными в игровых упражнениях.

Тима, закрой глаза, я тебе дам карточку, ты пальчиками ее потрогаешь и скажешь, над каким звуком будем работать дальше.

1). Игра «Узнай букву».

Перед учеником раскладываются карточки, с приклеенным горохом буквами. Учитель дает одну карточку-букву и говорит, что необходимо сделать (закрыть глаза, потрогать определенную карточку-букву, сказать, какая это буква).

Звук Ш.

Презентация –слайды 5-8

Учитель: -Будем правильно произносить звук «Ш» в слогах и в словах.

Чтение слогов, слов со звуком «Ш» в начальной позиции и перед гласными с использованием ИКТ.(слайд 9)

2). Игра «Послушай, повтори, найди и покажи».

Перед учеником лежат картинки со звуком «Ш» в начальной позиции

перед гласными, а карточки с названиями картинок лежат с другой стороны в перепутанном порядке. Учитель сначала называет слово за экраном, и лишь потом, если ученик не правильно его произнес или не услышал, убирает экран и воспроизводит слово на слухо-зрительной основе. После этого, ученик проговаривает слово и ищет карточку с определенным словом, затем подкладывает карточку к картинке.

3). Игра «Перепутались слова».

На экране картинки со звуком «Ш» в начальной позиции перед гласными, а слова не соответствуют картинке. Учитель спрашивает у ученика: - Правильно? Ученик находит несоответствия и проговаривает, где и что не так.

4). Игра «Назови слова ».

Перед учеником карточка с разными картинками и стрелочками. Ученику необходимо следовать направлению стрелок и называть слова.

5) Составь предложение по картинке.

(Все ребята любят кашу)

6). Игра «Ответь кратко».

Ученику необходимо назвать действие, изображенное на картинке и составить предложение.

7). Игра « Дополни предложение».

III . Заключительная часть.

Учитель: - Тима, занятие закончено. Что ты делал на занятии?

Ученик: - Я занимался.

Проговаривание всего, что делал ученик на занятии. Подведение итога занятия.

Учитель: - Молодец.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Автоматизация произношения звука [ К ] с использованием куклы Кваки»

Подготовила и провела логопед Еласовской средней школы:

Мидякова А. Ю.

с. Еласы

Конспект занятия по автоматизации произношения звука [К] с использованием куклы Кваки.

Цель:

    ознакомить детей со звуком [К]

    учить четко артикулировать звук

    закрепить его произношение в слоге, словах

    развитие мелкой моторики руки

    развитие чувства ритма

    вспомнить персонажей различных сказок, начинающихся на звук [К]

    развивать умение работать с картинками

    развитие навыков звукового анализа и синтеза

    заинтересовать детей во время занятия сюрпризными моментами.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня на занятие пришел гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Логопед достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

Логопед: Дети, нравится вам наш гость?

Как он о себе говорит?

Ну что, же мы оставим его на занятии и посмотрим, действительно ли он такой хороший.

Вы запомнили его имя?

Как вы думаете, почему лягушонка так зовут?

    Развитие мелкой моторики руки.

Давайте расскажем Кваке о том, какие дружные ребята в нашем классе. А ты, Квака, смотри, какие движения делают дети и выполняй вместе с ними.

(Дети читают стихотворение, сопровождая его поочередным смыканием и размыканием пальцев рук в слове: «раз, два, три, четыре, пять)

Логопед выполняет те же движения лапками Кваки.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики

Мы сейчас подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять

    Развитие чувства ритма.

Квака предлагает поиграть в игру «Дождик». Он читает стихотворение, дети повторяют ритм, который он задает ударамипальца об стол, имитируя падение капель дождя.

Капля – раз, капля – два

Капли не спешат сперва:

Кап, кап, кап!

Стали капельки бежать

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап... !

Квака говорит: «Я с собой принесла сюрпризную коробку. В ней буковка, про которую будете говорить. Но прежде всего вы должны его отгадать. Если вы отгадаете загадку, то в отгадке первой буквой является она».

Палочка волшебная

Есть у меня друзья,

Палочкою этой

Могу нарисовать я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

(Карандаш)

IV . Артикуляция звука:

К – согласный звук, трудно выговариваемый. При произношении этого звука язык поднимается к заднему нёбу, смыкается – размыкается.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Горка», «Часики».

Повторение слогов: ка – ку кы – ки ко – кэ

ак – ук ык – ик ок – эк

ск – шк кр – тр кс – кл

Назовите персонажей сказок, имена который начинаются со звука [К].

Применяется при этом задании плакат со сказочными героями.

V . Работа с карточками.

На одного человека одна карточка с последовательно приклеенными предметными рисунками.

Какое слово получится из первых букв этих четырех названных слов?

Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Сели, травушку покушаем

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра «Доскажи словечко»:

    Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня? (коньки)

    Кто альбом раскрасит нам?

Ну конечно... (карандаш)

    «Я в зеленку угодил!» -

горько плачет... (крокодил)

    По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко

Что не хочется вставать

Что за штука я... (кровать)

Составить предложение по картинкам.

(рыбка, мишка, шарики, кот, волк, мышка, листочки)

Сначала разобрать в каком месте слова (в начале, в конце, в середине) слышится звук [К].

Игра «Чудесный мешочек».

Скороговорка:

Клала Клава лук на полку

Кликнула к себе Николку.

VI . Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Сколько букв в словах:

Кошка произношения звука л на ...

Тема: Соня любит звуки [С,СЬ].

Цель: Закрепить чёткое и правильное произношение звуков [С, СЬ] в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить умение находить звуки [С, СЬ]” в словах и правильно определять их позицию в слове.
  • Закрепить умение согласовывать существительные с числительными 1, 5.
  • Закрепить умение составлять простые и сложноподчинённые предложения и анализировать простые предложения.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, дикцию, мелкую моторику, препятствовать перенапряжению зрительного анализатора

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать навыки сотрудничества друг с другом и со взрослым.

Оборудование: дидактическое пособие “ Ромашка ”, с предметными картинками на лепестках, кукла, игрушка — оса, звуковые линейки.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Здравствуйте! К нам на занятие пришла кукла. Зовут её Соня. Она надела с-сарафан, с-сапожки, бус-сы, на плече – с-сумка. Как вы думаете, какой звук нравится Соне? (С) и его братец…- СЬ.

II. – Сегодня на занятии мы покажем Соне, что звуки С и СЬ нам тоже нравятся и мы умеем их чётко и правильно произносить. Согласны?

III. 1. Речевая зарядка:

СА – СО – СО,
СО – СО – СЭ,
СКУ – СКЭ – СКО,
ЫС – АС – ОС,
ПСУ – ПСЭ – ПСЫ,
УСЬ – АСЬ – ОСЬ.

2. Дидактическое упражнение “Составь предложение ”.– Что за “волшебную ” ромашку принесла Соня? “Оторвите ” с неё лепесток, назовите картинку, приклеенную с другой стороны и придумайте предложение с этим словом. Сколько слов в твоём предложении, Рома? Назови их по порядку. (Картинки на лепестках: санки, стакан, серёжки, капуста, куст, стул, стол, кактус, лось, краски, скакалка)

3. Игра “Один — пять”.

– Скажите об этих предметах со словом “пять” (5 санок, 5 стаканов и т.д.)

4. Игра “Разложите картинки на 3 группы”.

– Соня собирается в путешествие. Помогите разложить ей эти предметы в багаж: в сумку – со звуками С, СЬ в начале слова, в чемодан – со звуками С, СЬ в середине. Какие предметы она не возьмёт? Почему?

5. Физпауза:

а) Игра на внимание “Слива, апельсин, банан” (при назывании “слива” – смыкают пальцы в кольцо, “апельсин” – показывают кулак, “банан ”– показывают ладонь. Потом логопед путает детей: говорит “слива”, а показывает ладонь и так далее).

б) Зрительные упражнения “Следим за полётом осы“ (дети взглядом следят за полётом игрушки — осы, прикреплённой на конце указки (влево – вправо, вверх – вниз, по кругу, восьмёркой и так далее).

6. Дидактическое упражнение “Придумай предложение со словом ЧТОБЫ / ПОТОМУ ЧТО”:

– Зачем Соня взяла с собой краски? (скакалку, капусту и т.д.).

7. Заучивание чистоговорки:

– Давайте научим Соню произносить чистоговорку: Коси коса, пока роса.

IV. Итог занятия.

– Какой звук нравится Соне? Какие задания вам понравились?

Молодцы, вы сегодня очень старались! Давайте ”подарим” Соне слова со звуками С, СЬ, которые вы запомнили.

Людмила Исайкина,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад №2,
с. Русский Камешкир Пензенской обл.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 20 «Малыш»

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука К»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: КЛЮШНИК Н.В.

Цели:

* Учить выделять звук К в словах.

* Анализировать обратный слог типа АК.

* Определять наличие или отсутствие звука К в слове.

* Развивать связную речь, логическое мышлении

Ход занятия:

Организационный момент . Логопед просит ребенка назвать слова со звуком К.

1. Игра с картинками «День-ночь»

На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, га- мак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Ребенок закрывает глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День». Ребенок открывает глаза и называет перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)

2. Построение предложений с опорой на предметную картинку .

На наборном полотне — предметные картинки. В названиях,

изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).

Логопед задает ребенку вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача ребенка— выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие:

— С чем идет Вика? (С лютиком, кофейником, кубиком и т. п.) Откуда идет Вика? (Из садика.)

— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)

З. Игра «Назови один предмет»

Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача ребенка — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К.. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики.

4. Физминутка.

Ребенок повторяет движения логопеда, а во второй раз и стихи:

АК — АК — АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).

ОК — ОК — ОК. Вот какой

(три хлопка, присесть, лепить снежок).

УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх- вниз).

По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых ребенок услышал звук К.

5. Анализ обратного слога

С помощью символов логопед анализирует с ребенком слоги АК,

ОК, УК, ИК.

6. Логопед читает короткие стихи и просит ребенка выбрать

слова со звуком К:

Раз паук на лук и мак сеть повесил как гамак

Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.

7. Игра «Назови ласково »

Логопед называет слова без звука К и просит ребенка назвать

данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К.. Даются

слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.

8.У ребенка на столе разложены картинки с изображением

одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К

Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.

Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)

9. Подводится итог занятия.