Алгоритм проведения аттестации. Алгоритм проведения аттестации педработников. Нормативное правовое обеспечение аттестации

лилия горынцева
Алгоритм процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности

Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования в соответствии занимаемой должности .

Старший воспитатель Горынцева Л. В.

Аттестация педагогических кадров - необходимая процедура , которая проводится в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Согласно ст. 48 п. 1 аттестация педагогических работников проводится обязательно на соответствие занимаемой должности и по желанию на первую или высшую квалификационную категорию.

Хотелось бы отметить, что педагогическая аттестация , является одним из условий реализации ФГОС ДО глава 3 «Требования к условиям реализации ООП ДО» пункт 3.4. «Требования к кадровым условиям реализации Программы» абзац 3.4.1. и 3.4.2.

Для реализации Программы педагог должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Со своими квалификационными характеристикам, установленными в Едином квалификационном справочнике, ознакомлен каждый педагог нашего детского сада. А так же данная информация обязательно размещена на информационном стенде по аттестации .

Аттестация для каждого педагога очень важная процедура в оценке профессионализма и качества его работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

Главная цель аттестации – в постепенном формировании у педагогов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного, готовности рассматривать себя в развитии, находить профессионально-личностные смыслы конкретной деятельности, а главное – готовности гарантировать обучающимся и социуму качество образования, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее - Приказ № 276) утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок, который определяет общие требования к проведению аттестации , а также особенности ее проведения.

Так же о правилах проведения аттестации на СЗД было дано более подробное пояснение в письме Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Э. Н. Фаттахова «О проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в 2017 году » №34/17 от 9.01.2017г.

Если говорить именно об аттестации в целях соответствия занимаемой должности , то она является обязательной и проводится через 2 года работы на занимаемой должности и последующие каждые 5 лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями , самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) в отношении педагогических работников .

На СЗД не проходят только (раздел II Порядка п. 22) :

а) имеющие квалификационные категории

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация

в) беременные женщины

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. допускается не ранее чем через год после их выхода на работу

Если работник выполняет педагогическую работу у разных работодателей, то каждый из них обязан направить в аттестационную комиссию соответствующее представление (п. 2.3 Письмо МОиН РТ №34/17 от 9.01.2017г.)

Первая аттестация на СЗД происходит через два года согласно приказу о принятии на педагогической должности . Согласно этой дате издается приказ на проведение аттестации на СЗД .

Аттестация на СЗД проходит не позднее трех месяцев с дня истечения имевшейся у работника квалификационной категории или дня истечения срока действия льготы по освобождению работника от аттестации . В отдельных случаях – не позднее 6 месяцев (п. 2.6. Письмо МОиН РТ №34/17 от 9.01.2017г.)

Этапы проведения аттестации на СЗД

1. Рассмотрение вопроса аттестации на педагогическом совете Согласовывается с советом педагогов :

Годовой план проведения аттестации педагогов

График

Перспективный план аттестации

Перспективный план КПК

При проведении мониторинга аттестуемых педагогов выявить кандидатов на СЗД. При наличии кандидатов на СЗД :

Назначить состав аттестационной комиссии : председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь, члены комиссии (обязательно член профсоюза ДОУ) .

Рассмотрение Положения аттестационной комиссии ДОУ .

Рассмотрение Положения проведения оценки профессиональной деятельности.

Рассмотрение Положения о порядке аттестации педагогических .

Ознакомление с видами аттестационных испытаний

2. Издание по ДОУ приказов Утверждение :

Годовой план проведения аттестации педагогов

График аттестации педагогов по месяцам (под подпись)

Перспективный план аттестации (под подпись)

Перспективный план КПК (под подпись)

Состав аттестационной комиссии

Положения аттестационной комиссии ДОУ

Положения проведения оценки профессиональной деятельности

Положения о порядке аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия педагогическим работником занимаемой должности .

Регламент проведения оценки профессиональный испытаний, где прописываются виды аттестационных испытаний и количество необходимых баллов для прохождения испытаний в виде тестирования

3. Ознакомление кандидатов на СЗД с вопросами тестирования Вопросы должны размещаться на сайте ДОУ в разделе «Педагогическая аттестация »

1. Издание по ДОУ приказа «О педагогических работниках , подлежащих аттестации с целью соответствия занимаемой должности ». В приказе :

Утвердить список педагогических работников , подлежащих обязательной аттестации .

Определить дату предоставление Представления аттестационной комиссии на педработника, с которым педработник знакомится под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до начала аттестационных процедур .

Отразить о предоставлении выбора аттестуемому педагогу прохождения квалификационных испытаний.

Назначается ответственный за подготовку представления в аттестационную комиссию и оказания информационно-методической поддержки работника.

2. Ознакомить педагогического работника с приказом Не позднее 2 дней.

3. Передача Представления в аттестационную комиссию ДОУ Подписанное Представление аттестуемым педагогом передается секретарю аттестационной комиссии

4. Приказ об утверждении дат прохождения квалификационных испытаний Со дня издания приказа проводятся квалификационные испытания аттестуемого педагога согласно утвержденной дате, (в течение месяца)

5. Ознакомление аттестуемого педагога с датой проведения квалификационных испытаний Секретарь аттестационной комиссии за месяц до начала квалификационных испытаний знакомит аттестуемого педагога под подпись о дате и месте проведения оценки профессиональных знаний

6. Проведение оценки профессиональных знаний Составляет 70 мин.

7. Протокол по итогам оценки профессиональных испытаний Выдается непосредственно после проведения испытаний

8. Приказ об итогах аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности На основании протокола решения аттестационной комиссии издается приказ о соответствии или не соответствии педагогом занимаемой должности

9. Выписка из протокола Не позднее 2 рабочих дней аттестуемый педагог знакомится с выпиской из протокола под подпись

Алгоритм

проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Шаг 1

В конце учебного года лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, подают ответственному за аттестацию ГБОУ Школа №1381 сведения о педагогических работниках, подлежащих обязательной аттестации в следующем учебном году (Приложение 1).

ШАГ 2

Ответственный за аттестацию ГБОУ Школа №1381 в конце учебного года разрабатывает график аттестации на следующий год (Приложение 2).

ШАГ 3

В начале учебного года руководитель ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав Аттестационной комиссии.

ШАГ 4

В начале учебного года руководители структурных подразделений ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав экспертной комиссии своего структурного подразделения и назначает лицо, сопровождающее аттестацию (председателя экспертной комиссии).

ШАГ 5

Ответственный за аттестацию подает график аттестации руководителю ГБОУ Школа №1381, который на его основе издает распорядительный акт, в соответствии с которым осуществляется аттестация педагогических работников.

ШАГ 6

Ответственный за аттестацию рассылает график аттестации и распорядительный акт лицам, сопровождающим аттестацию в структурных подразделениях. Лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, знакомят педагогических работников, подлежащих аттестации, с распорядительным актом и графиком проведения аттестации под роспись.

ШАГ 7

Работники, подлежащие аттестации, заполняют таблицы результативности своей профессиональной деятельности (Приложение 3) и сдают их на рассмотрение лицам, сопровождающим аттестацию не позднее даты, указанной в графике аттестации (т.е. за 45 дней до дня аттестации).

ШАГ 8

Экспертные группы каждого структурного подразделения ГБОУ Школа №1381 проверяют достоверность фактов, изложенных в таблицах результативности аттестуемым работником, заверяют их и готовят проекты представлений, которые сдают руководителям своих структурных подразделений (Приложение 4).

ШАГ 9

Руководитель каждого структурного подразделения на основе проектов пишет представления на аттестуемых работников своего подразделения и вносит их в общую аттестационную комиссию ГБОУ Школа №1381 через председателя экспертной группы.

ШАГ 10

В соответствии с указанной в графике датой аттестации (т.е. за 30 календарных дней до дня аттестации) руководитель каждого структурного подразделения знакомит педагогических работников, подлежащих аттестации, с представлением под роспись.

ШАГ 11

Аттестация проводится на заседании Аттестационной комиссии ГБОУ Школа №1381 с участием педагогического работника один раз в месяц при наличии не менее пяти аттестуемых.

ШАГ 12

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола заседания аттестационной комиссии, которая вкладывается в его личное дело (Приложения 5, 6).

АЛГОРИТМ

аттестации педагогических работников

учреждения образования

1.Нормативное правовое обеспечение аттестации

педагогических работников учреждений образования

1.1. Нормативные документы проведения аттестации:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (13.01.2011 №243-3, принят Палатой представителей 2 декабря 2010; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 (в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12.2011 №325-3, от 26.05.2012 №376-3) (Раздел 1, гл.6, ст.50; ст.51; ст.52;ст.53).

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікау сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнкау з ліку прафесарска — выкладчыцкага складу устаноу выщэйшай адукацыі)»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2014 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.11.2014 № 163 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 17.12.2012;

Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих». Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011г.№105; от 25.04.2012г.№54; от 18.07.2012г. №81).

Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 года № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь» от 28.04.2001 г. № 53 (вступило в силу с 1 ноября 2017 года).

Принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 №46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. №101». Данным постановлением отменено обязательное подтверждение квалификационных категорий работниками, которым категория была присвоена более пяти лет назад. Постановление вступило в силу с 30.05.2017 года.

1.2. Примерные локальные нормативные

документы учреждения образования

по организации и проведению аттестации:

1.Протокол собрания педагогического коллектива, на котором рассматривался вопрос о выборах аттестационной комиссии.

3.Протоколы заседаний счетной комиссии.

4.Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации.

5.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя в состав аттестационной комиссии.

6.Протокол заседания аттестационной комиссии о распределении обязанностей между членами аттестационной комиссии.

7.Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии на _/_ учебный год.

8.Приказ о проведении аттестации.

9.Журнал регистрации поданных заявлений, выписок из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

10.Книга протоколов заседаний аттестационной комиссии.

11.График (дополнение к графику) прохождения аттестации на _/_ учебный год.

12.Приказ об утверждении графика (дополнения к графику) прохождения аттестации на _/_ учебный год.

13.План работы аттестационной комиссии.

14.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику) аттестации.

15.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании характеристики.

16.Программы изучения деятельности аттестуемых педагогов.

17.Приказы о присвоении (подтверждении) квалификационной категории и соответствующая запись в трудовой книжке.

18.Перспективный план аттестации педагогических работников учреждений образования. 2. Организация работы аттестационной комиссии

2.1. Собрание коллектива педагогических работников (должно присутствовать более 50% педагогических работников). Оформить протокол (п.14 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждении высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образовании Республики Беларусь 22.08.2012 №101 (в ред. постановлений Министерства образовании Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20; от 26.11.2014 № 163) (далее - Инструкция)).

2.2. Избрать счётную комиссию. Проходит тайное голосование. Протокол счётной комиссии (Протокол счётной комиссии №1 — распределение обязанностей между членами счётной комиссии; Протокол №2 - подсчёт голосов, итоги избрания аттестационной комиссии) (п.14 Инструкции).

Бюллетень тайного голосования по выборам состава аттестационной комиссии оформлять в соответствии с требованиями: указывать название данного документа, наименование учреждения образования, дату проведения голосования, предложенные кандидатуры, напротив каждой кандидатуры прописать «за» — «против».

Исключить безальтернативность выбора состава комиссии: количественный состав комиссии не должен совпадать с количеством предложенных кандидатур, внесённых в бюллетень тайного голосования.

2.4. Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации УО.

2.5. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета (направляется руководителю УО) о делегировании представителя профсоюзного комитета в состав аттестационной комиссии.

2.6. Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии на учебный год (ч. 4 п.14 Инструкции).

В констатирующей части приказа должна содержаться ссылка на решение собрания педагогического коллектива и решение заседания профсоюзного комитета учреждения образования.

Необходимо соблюдать порядок процедур по избранию состава аттестационной комиссии: приказ руководителя УО издаётся после собрания педагогического коллектива и заседания профсоюзного комитета УО о делегировании представителя в состав комиссии.

2.7. Срок полномочий аттестационной комиссии один год (п.13 Инструкции).

2.8. Не избирать в состав аттестационной комиссии лиц, проходящих аттестацию в период работы аттестационной комиссии (п.12 Инструкции).

2.9. Протокол №1 заседания аттестационной комиссии - распределение обязанностей среди членов аттестационной комиссии (ч.6 п.14 Инструкции).

3.Планирование работы аттестационных комиссий

План работы аттестационной комиссии отражает деятельность учреждения образования, является составной частью годового планирования. В нём должно быть содержание мероприятий, сроки их выполнения, ответственные.

4.Аттестационные материалы

К аттестационным материалам относятся:

4.1 . Заявления на прохождение аттестации:

4.1.1. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, в аттестационную комиссию подаёт заявление (п.17 Инструкции). Заявление пишется от руки.

4.1.2. Педагогические работники, проходящие аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, подают заявление в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма. Заявление не подаётся на имя начальника отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

4.1.3. Педагогический работник, желающий пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подает письменное заявление в аттестационной комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа (ч.1. п.15 Инструкции).

4.1.4. Регистрацию поданных заявлений на прохождение аттестации (выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена) осуществлять в день подачи заявления, выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

4.1.5. В заявлениях аттестуемых педагогических работников название должностей должны соответствовать названиям в квалификационном справочнике.

4.1.6. Рассмотрение заявлений претендентов на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории и решение о допуске педагогического работника к прохождению аттестации; о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику (ч.2. п.17 Инструкции).

Рассмотрение выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена и решение о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику.

4.2. Направление:

4.2.1. Направление выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью.

4.2.2. При прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории в направлении решение аттестационной комиссии не требуется т.к. это обязательная аттестация. Руководитель УО издает приказ о проведении обязательной аттестации.

4.3.3. Аттестационная комиссия отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа выдает направление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

4.3. График прохождения аттестации:

(подпункт 3 ч.1 п.22 Инструкции)

4.3.1. График аттестации согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом.

4.3.2. Необходимо соблюдать следующую очерёдность аттестационных мероприятий:

— заявление педагогического работника на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории (ч.1 п.17 Инструкции);

— протокол заседания аттестационной комиссии о допуске педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, составление графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (ч.2 п.17 Инструкции);

Заседание профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику);

Приказ руководителя УО о проведении аттестации (п.22 Инструкции).

4.3.3. При составлении графика необходимо учитывать сроки проведения аттестации:

— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;

— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособности (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).

4.3.4. Необходимо строго соблюдать ч.5 п.23 Инструкции о сроках подготовки аттестационных материалов.

4.4. Характеристика педагогического работника:

4.4.1. Характеристика педагогического работника должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к характеристике специалиста квалификационной категории. Характеристика должна отражать объём и виды деятельности аттестуемого педагога в данном учреждении, уровень профессиональной компетентности, результативность педагогической деятельности, коммуникативные и личные профессионально значимые качества аттестуемого педагога.

4.4.2. Необходимо соблюдать общие требования к характеристике, как к документу (отражены ли недостатки и пути их устранения, даны ли рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства и т.д.).

4.4.3. Характеристика должна быть согласована с профсоюзным комитетом и подписана руководителем учреждения образования.

4.4.4. Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой и не позднее, чем за две недели до начала аттестации в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (ч.ч.3, 4 п.23 Инструкции).

4.5. Протокол аттестационного собеседования:

4.5.1. Нумерация протоколов возобновляется с началом периода работы аттестационной комиссии.

4.5.2. Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скреплённой подписью руководителя и печатью учреждения, или в соответствии с «Требованиями к оформлению документов, изготовленных с помощью технических средств» постановления Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (гл. 6, гл.7 п.108, п.110) (далее - Инструкция по делопроизводству).

4.5.3. Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии (п.57 Инструкции по делопроизводству).

4.5.4. Протоколы аттестационного собеседования должны отражать полную картину процедуры аттестационного собеседования.

4.5.5. При обсуждении аттестационных материалов должны сопоставляться оценочные действия администрации, членов комиссии и аттестуемого. В протокол необходимо включать выводы об эффективности работы, обсуждение путей самосовершенствования, совершенствования педагогической деятельности, перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого.

4.6. Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого:

  • cведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;
  • материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за 2-3 года, 5 лет в динамике: уровень индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников (победители и призеры олимпиад, конкурсов и т.д.), «продукты» труда педагога (авторские программы, методические материалы, публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах);
  • диагностика уровня обученности обучающихся, аналитическая оценка полученных результатов;
  • материалы анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий с выводами и рекомендациями;
  • результаты анкетирования обучающихся, коллег, родителей.

4.7. Выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

5.Изучение педагогической деятельности

Программа (план) изучения деятельности аттестуемого составляется исходя из требований квалификационных характеристик и критериев. В ней необходимо конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, ответственных. Данные материалы должны отражать результативность работы педагога с момента предыдущей аттестации, характеризовать динамику роста профессиональной компетентности, результаты психологического сопровождения (коммуникативная культура аттестуемого). Необходимо строго соблюдать сроки подготовки аттестационных материалов (ч.5 п.23 Инструкции).

Аналитическая справка является важным итоговым документом выполнения программы (плана) изучения деятельности аттестуемого педагогического работника.

Алгоритм составления аналитической справки по итогам изучения педагогической деятельности аттестуемого:

1.Вводная часть:

— предмет изучения;

Сроки изучения;

Тема проверки;

Цель и программа проверки;

Объём проделанной работы;

2.Аналитическая часть

Общая характеристика вопроса, изучаемого в ходе проверки;

Достоинство и недостатки его решения;

Факторы, условия, причины появления положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих результаты деятельности педагогического работника.

3.Заключительная часть (обобщение):

Обобщение результатов анализа; выводы;

Сроки и формы подведения итогов.

Руководитель УО подпись расшифровка подписи

Дата составления справки.

Подпись аттестуемого и дата ознакомления.

6.6 . Аттестационное собеседование

6.1. Примерный алгоритм аттестационного собеседования:

а) заслушать характеристику аттестуемого;

б) заслушать аттестуемого;

в) оценку педагогической деятельности аттестуемого дают члены аттестационной комиссии;

г) обсудить аттестационные материалы;

д) внести предложения по итогам аттестации;

е) принять решения по итогам аттестации.

6.2. Аттестационное собеседование проводится для претендентов на вторую и первую квалификационные категории с учётом анализа педагогической деятельности (п.24 Инструкции).

6.3. Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проходит в форме аттестационного собеседования (п.26 Инструкции). Обязательная аттестации проводится не более одного раза в пять лет (ч.5 п.5; ч.2 п.7 Инструкции).

6.4. Аттестационное собеседование не проводится для педагогических работников, не сдавших квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», высшей квалификационной категории.

6.5. Аттестационное собеседование нельзя переносить на следующий период работы аттестационной комиссии.

6.6. Аттестационное собеседование проводится строго в соответствии с графиком. Обсуждение аттестационных материалов проходит в присутствии аттестуемого педагогического работника и подробно фиксируется протокольной записью.

По каждому аттестуемому принимается персональное решение путём открытого (тайного) голосования. Решение является правомерным при наличии не менее чем 2/3 членов комиссии и если за него проголосовало более 50% присутствующих. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого.

С решением комиссии (п.46 Инструкции) аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись.

6.7. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя УО, а в случаях, предусмотренных ч.1 п.15 Инструкции, руководителя соответствующего отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа. По каждому аттестованному оформляется отдельный пункт приказа.

6.8. По итогам аттестации (приказ руководителя УО) производится в трудовой книжке в графе «Сведения о работе» запись о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории.

6.9. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не ранее чем через год после принятия решения об отказе в присвоении квалификационной категории, снижении или отмене, также в случае, предусмотренном ч.2 п.29 Инструкции (п.52 Инструкции).

6.10. При нарушении процедуры аттестации педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

6.11. При выявлении нарушения процедуры аттестации аттестационная комиссия отдела образования, сорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии УО и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

«Аттестовать нельзя оценивать» - над дилеммой, где поставить знак препинания, часто ломает голову менеджер по персоналу… Даже если он хорошо понимает разницу между аттестацией и оценкой, перед ним возникает серия других непростых вопросов: «С чего начать?», «Как осуществить?», «Как учесть все юридические тонкости?», «Как не вызвать «бунт на корабле»?», «Что делать с полученной информацией?». И самый главный в этом ряду вопрос, с которого всегда следует начинать, - «Для чего мы это делаем?»

Ловушки понятий

Для многих менеджеров по персоналу оценка и аттестация - вещи совершенно равноценные, между тем это не так. Для начала нужно четко разграничить эти два понятия.

Оценка деятельности персонала - это анализ эффективности работника на данном рабочем месте за определенный период времени, проверка соответствия стандартам выполнения работы согласно заданным критериям. Результаты оценки важны для определения «зон ближайшего развития», а также получения ориентиров для дальнейшего управления достижениями персонала. Этот процесс может быть как формализованным (процедуры закреплены в документах), так и неформализованным (например, на собрании подразделения организации руководитель в устной форме оценивает работу определенного подразделения или каждого работника в отдельности). Оценка может осуществляться регулярно или периодически , в зависимости от конкретных задач компании. Процесс оценки регулируется нормативными актами предприятия (например, Положением об оценке персонала).

Аттестация персонала - это процедура систематической формализованной оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности сотрудников требованиям выполняемой работы. Аттестация позволяет получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Порядок проведения аттестации регулируется государственными нормативными актами, в том числе КЗоТ Украины. То есть, подчеркнем, он формализован государством, причем достаточно подробно, для того чтобы, например, если работник не согласен с выводами аттестационной комиссии, он мог оспорить результаты (и последствия!) аттестации в суде.

Алгоритм действий при проведении как процедуры оценки, так и аттестации представлен на рисунке .

Алгоритм действий при проведении оценки персонала

В зависимости от целей и задач компании при оценке персонала используются разные методы, поэтому аттестация может быть частным элементом общей процедуры оценки персонала - так же, как и оценка может быть элементом аттестации.

При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что, как только менеджер назвал процедуру оценки термином «аттестация» , он автоматически распространил на нее действие государственных нормативных актов - со всеми юридическими последствиями.

Как свидетельствует практика, собственники и топ-менеджеры довольно часто забывают о том, что аттестация на предприятии (независимо от формы собственности) должна проводиться в соответствии с требованиями законодательства Украины, установленными именно для этой процедуры. Например, следует учитывать, что согласно действующим нормативно-правовым актам, от аттестации освобождаются:

    сотрудники, проработавшие на данной должности менее года;

    молодые специалисты в период обязательной работы по направлению после окончания учебного заведения и при условии, что их подготовка осуществлялась по госзаказу;

    молодые специалисты, которые на основании договора между ними и предприятием были направлены последним на обучение;

    беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до года;

    женщины, находившиеся в отпуске в связи с беременностью и родами и по уходу за ребенком до трех лет (они проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу).

Чтобы результаты аттестации были легитимными, должно быть разработано и введено в действие приказом по предприятию Положение об аттестации персонала. По закону периодичность проведения аттестации - один раз в три-пять лет. Выполнение норм о периодичности и категориях списков аттестуемых является обязательным условием законности проведения аттестации.

Цель аттестации должна рассматриваться, в том числе, как возможность реализовать потребности персонала в карьерном росте. Аттестация может помочь:

    предоставить для всех работников организации равные условия карьерного роста;

    определить соответствие работника занимаемой должности и (при необходимости) направить его на дополнительное профобучение;

    использовать каждого работника в соответствии с его специальностью и квалификацией;

    определить те «зоны развития» человека (качества и навыки), которые следует совершенствовать;

    по результатам аттестации присвоить сотрудникам разряды (грейды), которые могут влиять на размер зарплаты в пределах должностей одного уровня;

    обеспечить возможности для ротации кадров, освобождения работника от занимаемой должности, а также перевода на более (менее) квалифицированную работу.

Предметами оценки сотрудника в ходе аттестации могут быть:

    качество выполнения должностных обязанностей;

    особенности поведения;

    эффективность деятельности сотрудника/подразделения;

    уровень достижения поставленных бизнес-целей;

    уровень компетентности;

Процедура аттестации является стрессом для всего коллектива. Одно только извещение о ней уже вызывает нервные разговоры в коридорах и в «курилке». В ожидании резких критических замечаний, понижения в должности или даже увольнения человек может стать невнимательным, снизить темп работы, «запрограммировать» себя на ошибки. Поэтому, сообщая сотрудникам о плановой аттестации, необходимо разъяснить задачи ее проведения, акцентировать внимание людей на цели аттестации - возможности объективно оценить соответствие профессионализма сотрудника требованиям рабочего места .

Если специалист выполняет более широкий круг работ, чем предусмотрено должностной инструкцией, может быть пересмотрена оплата труда (увеличена на 10–30%), с учетом более высокой квалификации или больших объемов выработки. Если же выявлены недостающие компетенции, человеку целесообразно предложить пройти программу обучения. Ни о каких «репрессиях» не может идти речи! Результаты аттестации помогают увидеть возможности должностного роста, увеличения оплаты труда, это отличный шанс дать импульс для продвижения сотрудника по карьерной лестнице.

Аттестация для собственника бизнеса - еще и возможность управления достижениями . При грамотной организации сотрудники могут целенаправленно готовиться к этому событию в течение всего года: оценить свою работу за определенный срок, составить перечень успешно завершенных работ, список неудач и мер по возможному их устранению.

В соответствии с планом проведения аттестации на предприятии в первую очередь издается приказ по предприятию о проведении аттестации (не позднее, чем за полтора-два месяца до ее начала), в котором должны быть отражены следующие вопросы:

    состав аттестационной комиссии (пять-семь человек, в т. ч. председатель);

    сроки проведения аттестации;

    график проведения аттестации с указанием фамилий участников;

    сроки подготовки отзывов (характеристик) на аттестуемый персонал;

    сроки подготовки заключений по результатам аттестации;

    перечень лиц, ответственных за общий контроль исполнения приказа.

После этого разрабатываются и утверждаются: Положение об аттестации персонала , списочный состав аттестуемых, график проведения аттестации, аттестационные листы, листы оценки сотрудника, а также - критерии оценки должностей.

Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от ее целей и выдвигаемых к ней требований. Основными критериями являются:

    объем работы;

    качество работы;

    поведение на рабочем месте и отношения с другими сотрудниками;

    дисциплинированность;

    обладание способностями и ЗУН, необходимыми для данной должности;

    инициативность, стремление взять на себя большую ответственность;

    обладание способностями ЗУН, которые выходят за рамки требований к занимаемой должности.

Примерный перечень требований к руководителю подразделения компании приведен в таблице 1 .

Табл. 1. Примерный перечень требований к руководителю подразделения компании

№ п/п

Критерий

Мотивация к труду

Интерес к предмету труда, профессиональным проблемам
Ориентация на достижение успеха
Стремление к карьерному и профессиональному росту

Использование властных полномочий

Управленческая компетентность (организаторские способности; понимание своих полномочий как части управленческой иерархии компании; грамотная расстановка кадров подразделения; персональная ответственность за принятые решения и пр.)
Навыки лидера

Профессионализм

Наличие необходимого образования
Наличие необходимого профессионального стажа, опыта работы (в отрасли, на руководящей должности и т. п.)
Профессиональные достижения
Видение перспектив развития компании
Уровень профессиональной подготовки (ЗУН)
Самостоятельность в принятии решений и умение их реализовывать
Умение вести переговоры, аргументировать и отстаивать свою позицию
Стиль работы; работоспособность

Личные качества и потенциал

Развитый интеллект
Коммуникативная компетентность
Высокая способность к адаптации
Готовность к конструктивным конфликтам в интересах сотрудников своего подразделения и конечных результатов работы в целом
Готовность к обоснованному риску
Нервно-психическая и эмоциональная устойчивость
Воля
Честолюбие
Открытость, внимательность, честность, тактичность, оптимизм, решительность, наличие чувства юмора, умение слушать других

Практика проведения аттестации в торговой компании

Рассмотрим основные процедурные этапы аттестации, проводившейся специалистами консалтингового центра под непосредственным руководством автора статьи.

1. Предварительный этап. Презентация со стороны эйчаров всей процедуры аттестации для руководства компании: описание технологии и обоснование необходимых затрат.

2. Разработка «Положения об аттестации персонала». Формализация стандартов, методов, правил деятельности в рамках процедуры аттестации. Разработка аттестационных карточек на каждого работника, подлежащего аттестации.

Для апробирования предложенной процедуры в компании был запущен пилотный проект аттестации в отделе управления персоналом, проверены и доработаны все этапы внедряемой методики. Также на первом этапе была введена процедура формирования аттестационного отчета сотрудника - документа, который служба персонала стала использовать как инструмент оценки, а не формальный отчетный документ. При составлении отчета была предусмотрена возможность описания максимального количества факторов, касающихся рабочего поведения сотрудника.

Основные разделы аттестационного отчета включают:

    общие сведения о сотруднике (Ф.И.О., должность, стаж работы в компании, сведения о поощрениях/взысканиях и пр.);

    оценка деловых качеств (процедура самооценки по предложенным критериям);

    значимые достижения за период со времени проведения последней аттестации;

    цели (один из основных разделов, позволяющий оценить, достигнуты ли поставленные цели и соответствуют ли они целям бизнеса);

    обучение и развитие (программы, в соответствии с которыми сотрудник проходил обучение);

    дополнительные вопросы;

    заключение (общие выводы со стороны всех оценивающих);

    дополнительная информация (перечень лиц, принимавших участие в оценке сотрудника).

Как показывает опыт использования аттестационного отчета, при относительно небольших временных затратах на подготовку данный документ позволил уже на первых этапах проведения внутренней оценки персонала сформировать объективное мнение о сотрудниках. Это удобный инструмент внутренней аттестации: полученная с его помощью информация используется на всех этапах оценки и аттестации персонала.

3. Формирование графика проведения аттестации. В Положении фиксировались временные рамки для проведения аттестации руководителей, специалистов, продавцов и работников, отвечавших за складское хозяйство.

Критерии оценки должностей (дифференцированно для каждой из них) приведены в таблице 2 .

Табл. 2. Критерии оценки должностей

Критерий

Требования

Особенности поведения

Выполнение стандартов поведения, влияющих на эффективность работы (применяется для оценки персонала, имеющего непосредственные контакты с клиентами). Требуется предварительный анализ деятельности

Эффективность деятельности

Оценка эффективности принятых сотрудником решений и предпринимаемых действий. Методы измерения: экспертная оценка руководителя, оценка экономической эффективности, оценка удовлетворенности клиентов

Уровень достижения целей

Наличие определенных целей и четких параметров оценки степени достижения целей (предполагает анализ причин срывов). Методы измерения: оценка экономического результата, экспертная оценка

Исполнение должностных обязанностей

Выполнение четко определенных и регламентированных требований к должности. Оценка соответствия должности

Уровень компетентности

Оценка соответствия разработанным профилям компетенций. По результатам сотрудники зачисляются в кадровый резерв; определяются их «зоны ближайшего развития»

Личностные особенности

Оценка личностных качеств, в том числе для планирования индивидуального развития сотрудников. Проводится при отборе

Критерии оценки делились на две большие группы:

    Общеорганизационные, корпоративные - они одинаковы для всех сотрудников (например, качество, своевременность, полнота выполнения обязанностей, инициативность, ответственность и пр.).

    Критерии для оценки определенного рабочего места/вида деятельности. Эта группа критериев, относящихся к , закреплялась в отдельных документах - методиках аттестации , разработанных для каждой отдельной должности. При их разработке проводились консультации с директорами, начальниками подразделений, ведущими специалистами. В некоторых случаях применялась методика «фотография рабочего дня сотрудника».

Основными критериями при определении соответствия занимаемой должности служили:

    Результаты деятельности, достигнутые сотрудником при выполнении своих должностных обязанностей. Количественные и качественные показатели эффективности выполнения всех компонентов деятельности (функций). Данные показатели были описаны в методиках аттестации, специально разработанных для каждой конкретной должности.

    Уровень развития корпоративной и профессиональной компетентности работника. Под компетентностью подразумевалось наличие необходимых знаний (как результат обучения), умений и навыков, приобретенных в ходе практической деятельности.

Корпоративная компетентность включает в себя:

    знание и выполнение требований политики в области качества;

    знание организационной структуры компании (взаимосвязи подразделений, руководство компании, основные функции подразделений);

    знание документов, регламентирующих деятельность предприятия и всех сотрудников компании;

    техническую компетентность: владение ПК на уровне пользователя (Word , Excel , Outlook Express , интернет), знание английского языка (и других рабочих иностранных языков).

Чтобы выявить объективные критерии оценки деятельности, к их разработке привлекались сотрудники, занимающие соответствующие должности. После этого методика корректировалась и согласовывалась с начальником отдела управления персоналом и начальником подразделения (если аттестуемый был ниже его по должности). Утверждал методику директор соответствующего направления.

При проведении аттестации в зависимости от должностей и оцениваемого критерия применялись методы, указанные в таблице 3 :

Табл. 3. Методы аттестации

Метод

Групповая экспертная оценка

Эксперты оценивают аттестуемого по выделенным критериям по определенной шкале (например, пятибалльной). Затем по каждому критерию высчитываются суммарный и средний баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально важных качеств

Экзамен

Аттестуемый отвечает на ряд вопросов в письменной форме. Применяется для оценки профессиональной компетентности

Моделирование рабочей ситуации

Аттестуемому предлагается принять решение в смоделированной ситуации, типичной для его рабочего места. Применяется для интегрированной оценки профессиональных компетенций

Квалификационная работа

Аттестуемый самостоятельно разрабатывает пути решения определенной производственной задачи. Применяется для оценки профессиональной компетентности

Собеседование

С аттестуемым проводится беседа эксперта(ов). Применяется для выявления профессиональных ЗУН

Тестирование

Аттестуемому предлагается пройти профессиональный тест. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. (как дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки)

По результатам оценки выносились заключения . По результатам аттестации все работники распределялись на четыре группы :

    соответствующие занимаемой должности и зачисленные в резерв на выдвижение (3–7%);

    соответствующие занимаемой должности (70%);

    соответствующие занимаемой должности не в полной мере (20%);

    не соответствующие занимаемой должности (2%).

Для специалистов, имеющих потенциал профессионального роста, но не реализовавших его в полной мере (третья группа), в нашей компании было организовано дополнительное обучение. Сотрудников, оказавшихся в четвертой группе, понизили в должности (некоторым предложили уволиться).

Результаты аттестации каждого работника заносятся в аттестационный лист , который хранится в личном деле сотрудника на протяжении всего периода его работы в компании. По итогам аттестации департамент персонала также готовит отчет для топ-менеджеров. В целом руководство компании увидело в аттестации инструмент управления персоналом, благодаря которому удалось:

    внедрить мониторинг уровня развития профессиональных и деловых качеств сотрудников;

    построить эффективную систему обучения;

    сформировать кадровый резерв (что было очень актуально, так как в компании открывается много новых проектов);

    повысить мотивацию и лояльность сотрудников к компании.

Применение поэтапной оценки дает возможность получать наиболее полную картину о профессиональных и личностных качествах сотрудников. При этом некоторые этапы и процедуры предполагают «перекрестную» оценку, что позволяет добиться максимальной объективности.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации)*(2) .

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(3) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии)*(4) .

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением *(5) ;

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5) ;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

*(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

*(4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).