Народное врачевание один из истоков научной медицины. Понятие о медицине. Истоки научной медицины

Ответ: Медицина - самостоятельная наука, обладающая всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно профилактику болезней, лечение больных и укрепление здоро­вья здоровых. Через предмет исследования медицина связана с обще­ственными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена тру­да, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин.

На протяжении многих веков медицину рассматривали как наукуо болезнях человека. Это соответствовало буквальному значению термина «медицина» (лат. medicina, medicos - лечебный, врачебный). Проявления подобного патологоцентрического взгляда на медицину не изжиты и до настоящего времени. Это выражается в том, что в центре внимания практической и теоретической медицины ставится болезнь, а укреплению здоровья здоровых, созданию условий, преде вращающих их переход в категорию больных, уделяется мало внимания.

Под современной медициной понимается та медицина, с которой встречаемся сегодня, это - поликлиники, оснащенные различным диагностическим и лабораторным оборудованием; современные больницы и госпитали; аптеки с множеством лекарств. Ее еще, по литературным источникам, называют академической, клинической, официальной, европейской, современной медициной.

Под традиционной медициной (до последнего времени ее называли нетрадиционной) мы будем понимать ту медицину, которая насчитывает более 5 тысяч лет и которая сохранила свои традиции и богатый опыт и пронесла их через века. Постепенно наращивая свои знания, как чернозем, пласт за пластом, на сегодняшний день она существует в виде китайской, тибетской, индийской, арабской, русской традиционной медицины и т. д. Народная медицина со своими народными целителями, шаманами и экстрасенсами также является частью традиционной. Основное отличие традиционной медицины от современной на сегодняшний день в том, что первая на 70% (по мнению автора) занималась профилактикой болезней, т. е. здоровьем (болезнь намного дешевле и легче предупредить, чем лечить), и на 30% болезнями. Современная медицина в основном занимается болезнями.

Традиционная медицина это лечебное направление, использующее методы, пришедшие к нам из древности, которые не утратили своего значения в наши дни. Традиционная медицина имеет глубокую историю и основана на большом многовековом опыте народа. В каждом регионе земного шара традиционная медицина имеет свои особенности, свои традиции, которые передаются от поколения к поколению. Отсюда и название "Традиционная медицина". Но не все традиционные лечебные направления разных стран используются в наше время.



В мире наиболее часто используется традиционная восточная медицина как особое лечебное направление. История развития медицинских знаний почти во всех странах была более или менее схожей и в результате мы имеем так называемую научную или европейскую медицину. Исключение составляет Китай, где развитие медицины, также как и всей культуры вообще, протекало совсем иначе. На нее оказывали влияние философские системы, существовавшие то время, а также оторванность от европейских стран. Поэтому в Китае появились качественно новые методы лечения, такие как иглоукалывание, прижигание, специфические виды массажа, различные системы дыхательной гимнастики, лечение природными лекарственными средствами, основанные на специфическом, строго системном методологическом подходе. Все эти методы развивались независимо от развития Европейской медицины и дошли до нашего времени в неизменном виде. В последние годы постоянно возрастает интерес к использованию различных методов традиционной медицины в здравоохранении. По данным ВОЗ каждый четвертый житель планеты, страдающий хроническими заболеваниями, лечится традиционными методами. При этом акупунктура выделена ВОЗ как самостоятельное направление и, в настоящее время, с целью более широкого ее внедрения в практическое здравоохранение создаются специальные программы с финансовой поддержкой ВОЗ. К методам традиционной медицины относят -традиционную диагностику и -традиционную терапию Методы традиционной диагностики существовали в древности, но современные исследователи добавили в них новые, связанные с современными техническими средствами. Рефлексотерапия стимулирует защитные силы организма в тех случаях когда они еще достаточно сильны., поэтому данный вид лечения необходимо начинать как можно раньше. Например: обострение остеохондроза - его неврологические проявления можно купировать в первые сутки после начала, а если пациент приходит на 10-15 день от начала, то для лечения уже потребуется 2 недели.

Современные направления традиционной медицины используют компьютерные технологии в диагностике и лечении, поэтому актуальной задачей обучения в настоящее время является обучение врачей работе на компьютерном оборудовании. Таким образом, традиционная медицина постепенно становится полноправным направлением современного здравоохранения. Современный врач должен разбираться в особенностях различных методов, знать показания и противопоказания и своевременно назначать данное лечение с целью повышения эффективности лечения.

Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.

Ответ: Под классификацией понимают системное отношение соподчи­ненных групп объектов или отражаемых ими понятий. Классификация наук направлена на определение места той или иной из них в общей системе наук. Классификации, разрабатываемые на основе отражения объективных связей явлений и процессов, не только упорядочивают знания о них, но и создают предпосылки для прогноза новых состояний, свойств и качеств изучаемого. В соответствии с таким классификационным алгоритмом были предсказаны свойства еще неоткрытых элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.

1) общие для человека и животных биологические законо­мерности, относящиеся ко многим процессам, которые развертыва­ются на уровне биологических молекул, клеток и отчасти тканей, а также к процессам раннего эмбриогенеза;

2) особые биологические закономерности, присущие только человеку;

3) законы развития общества (в той мере, в какой они влияют на состояние здоровья людей). С учетом объективного положения медицинских наук и их функционального назначения они подразделяются на три группы: медико-биологические, клинические и социально-гигиенические.

Нередко в самостоятельную группу так называемых профилакти­ческих наук выделяют такие дисциплины, как эпидемиология, мик­робиология, вирусология, общая и коммунальная гигиена и т.д. Вряд ли это правильно, поскольку профилактическая направленность (прав­да, не в одинаковой степени) присуща всем медицинским наукам. Правильнее было бы говорить не о делении медицинских наук на про­филактические и непрофилактические, а о наличии большого удель­ного веса в той или иной дисциплине профилактического или лечеб­ного, клинического начала.

При изучении взаимодействия и взаимоперехода различных форм движения материи особое значение приобретает методологический аспект проблемы редукции и редукционизма. Болезни классифициру­ются по этиологическому, органно-локалистическому, морфологичес­кому, функциональному и другим критериям. Нынешняя классифи­кация является смешанной (идеальной является этиологическая); степень ее внедрения зависит от уровня развития и зрелости медицины.

Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Анри де Сен-Симона (1760-1825), утверждающее необхо­димость основывать суждения на наблюдаемых фактах. Подчеркивая многообразную связь общего с целым, пытался перенести приемы естественно научных дис­циплин на область общественных явлений.

Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт (1798-1857) ос­новой классификации наук сделал закон трех стадий интеллек­туальной эволюции человечества. По его мнению, классифика­ция должна отвечать двум основным условиям - догматическо­му (расположение наук согласно их последовательной зависимости, в связи с чем каждая из наук опирается на преды­дущую и подготовляет последующую) и историческому (распо­ложение наук сообразно их действительному развитию, от бо­лее древних к более новым). Иерархия наук по степени умень­шения абстрактности и увеличения сложности такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология, рассматрива­емая как социальная физика. Удобно группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: начальная - математико-астрономическая, конечная - биолого-социологическая и промежу­точная - физико-химическая. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производством, статус технического знания повышался и свидетельствовал об успешности практического применения науки; общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных систем.

Родначальник эмпирической науки Френсис Бэкон предложил классификацию наук, в основу которой были положены основополагающие способности человеческой души: память, вообра­жение, разум. В его классификации памяти соответствует исто­рия; воображению- поэзия; разуму- философия. Ф. Бэкон предлагал посмотреть на поэзию как на изображение действительности в зависимости от сознания и эмоций человека, на историю как на описание реальных единичных фактов и событий.

В классификации наук родоначальника рационализма Рене Декарта используется метафора дерева. Корневищем системы является человечество.

В основу классификации наук, предложенной Ф. Энгельсом (1820-1895), положена классификация форм движения материи по восходящей линии - от низшего к высшему, от простого к сложному. Переход механики в физику, последней - в химию, той - в биологию и социальные науки (механика - физика - хи­мия - биология - социальные науки) стал известен как прин­цип субординации. Можно сказать, что Энгельс предугадал переход одной фор­мы движения материи в другую, так как к моменту возник­новения его классификации наука изучила лишь переходы между механической и тепловыми формами. Он предположил, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях.

Дальнейшая классификация наук, предпринятая Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), привела к отделению наук о духе и наук о природе Он различает науки прежде всего по предмету: предмет наук о природе - внеш­ние по отношению к человеку явления; предмет наук о духе - анализ человеческих отношений. В первом случае ученых инте­ресуют наблюдения, во втором - внутренние переживания, ок­рашенные эмоциями, «природа в них молчит, словно чужая». Дильтей уверен, что обращение к «переживанию» является един­ственным основанием наук о духе.

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) предлагал различать на­уки не по предмету, а по методу и разделял научные дисципли­ны на номотетические (от греч. nomothetike - законодательное искусство), направленные на установление общих законов, ре­гулярности предметов и явлений, и идеографические (от греч. idea - понятие, grapho - пишу), направленные на изучение индивиду­альных явлений и событий.

Однако внешняя противоположность природы и духа не дает исчерпывающего объяснения многообразия наук. Поэтому Ген­рих Риккерт (1863-1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существовании номотетических и идеографических наук, приходит к выводу, что различие обусловлено разными прин­ципами отбора и упорядочивания эмпирических данных. Де­ление наук на науки о природе и науки о культуре отражает про­тивоположность интересов, разделяющих ученых на два лаге­ря: естествознание направлено на выявление общих законов, история же занимается неповторимыми единичными явлени­ями; естествознание свободно от ценностей, а культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство цен­ностей. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, по­нимание, истолкование.

Выделение номотетического и идеографического методов стало важным шагом в деле классификации наук.

В современной методологии в связи с новыми данными ес­тествознания различают шесть основных форм материи: субатом­но-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геоло­гическую, биологическую и социальную. Классификация форм движения материи мыслится как основа классификации наук.

Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основ­ным, частным и комплексным. К основным относятся наибо­лее широкие формы движения материи - физическая, химиче­ская, биологическая, социальная. Все объекты, объединяемые понятием «физический», обладают двумя наиболее общими фи­зическими свойствами - массой и энергией. Для всего физиче­ского мира характерен общий всеохватывающий закон сохране­ния энергии.

Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Мегага-лактику.

К комплексным формам материи и движения следует отнести астрологическую (метагалактика - галактика - звезды - плане­ты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); геогра­фическую (включающую в себя физическую, химическую, био­логическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенно­стей комплексных форм движения материи в том, что господ­ствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма ма­терии - физическая.

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно - народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) - понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников - поистине народным врачеванием.

Народная медицина - ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина - явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, - многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример - традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры - т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.


Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности - временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, - в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук - объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина - нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, - именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это - научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Научная медицина - Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической ; но последняя во всех своих проявлениях - у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное применение общих Научная медицина основ медицины к тем или других житейским, практическим целям, а потому она также должна быть Научная медицина Таким образом, под Научная медицина медициной следует подразумевать только ту совокупность теоретического и практического изучения врачебной науки, которая дает врачу разносторонней деятельности в области лечения и предупреждения болезней, равно как в содействии государству, обществу и отдельным лицам в решении вопросов, требующих знаний, приобретаемых врачебной наукой. , являясь частью естествознания, в то же время наука коллективная, включающая в себя целый ряд самых разнообразных отраслей знания. Успехи ее стоят в тесной связи с прогрессом естественных наук и уровень ее развития всегда соответствовал одновременному состоянию естествознания; на широкие обобщения природных явлений и их основной причины всегда отражались те или другие господствовавшие философские течения мысли. Наконец, не без влияния на уровень наших медицинских знаний сказалось и развитие социальных наук. Но для медицины имели и имеют естественные науки, особенно физика и химия, а в последние десятилетия - ботаника и зоология низших животных, оказавшие громадное влияние на развитие бактериологии и вообще указавшие на значение низших организмов в патологии. Это воздействие обуславливается не только тем, что естественные науки лежат в основе изучения человеческого организма, здорового и больного, но еще больше потому, что методы, которыми пользуются естествоиспытатели, служат также и для изучения медицины. Особенность естественных наук - это точность , обусловленная методами изучения природы: опытом , наблюдением и вытекающим из этого обобщением . Тем же началом руководствуются и в Научная медицина медицине. Так, например, открытие кислорода имело громадное значение для изучения физиологии дыхания. послужила основой изучения кровообращения; успехи знаний об электричестве открыли новые горизонты в физиологии нервной и мышечной систем. Закон борьбы за существование объясняет нам много явлений в области инфекционных болезней и т. д. Так как теперь в деле изучения природы господствует биологический принцип, то и медицина, открестившись от влияния прежде господствовавших философских систем - ятрохимиков, ятрофизиков, анимистов, натурфилософов и т. д., сама стала одной из отраслей биологических наук и, как таковая, по самому существу своему - наука индуктивная и, только по мере накопления многочисленных фактов, она может пользоваться и дедуктивными приемами мышления.

Основой изучения всякого организма вообще, человеческого организма в частности, является точное знание его нормального строения и нормальных отправлений, анатомия и тела. В этом отношении обе науки, особенно - первая, достигли в настоящее время необычайной высоты. ческое изучение человеческого организма, за м разве немногих органов, едва ли не закончено. Громадный толчок нашим современным знаниям анатомии дал в самом начале настоящего столетия известный Биша (1771-1802; см.), задавшийся в своем сочинении "О жизни и смерти" (Париж, 1800) целью указать, что все жизненные процессы являются непосредственным выражением физических и химических свойств органических образований. В этом принципе еще сказывалось влияние витализма, господствовавшего в медицинской школе Монпеллье. Но главная заслуга его состояла в изучении тканей организма как в их физиологическом, так и в патологическом отношениях. ическая анатомия в течение настоящего столетия также сделала громадные успехи, с одной стороны, благодаря усовершенствованию микроскопической техники и методов исследования (гистофизика, гистохимия, изолирование клеток, микротомия, окрашивание и фиксация препаратов и т. д.), с другой - замечательными открытиями а (1838) и Шванна (1839), особенно последнего, доказавшего тожественность растительных и животных клеток (см. ). Громадное значение в деле изучения тканей и органов приобрела , т. е. изучение развития зародыша из яичка, которой оказали незабвенные услуги два спб. академика Пандер (1773-1865) и Бэр (1792-1876). Усовершенствование микроскопической техники позволило изучить не только строение здоровой и больной клетки, в живом и мертвом ее состоянии, но и наблюдать процессы, в ней совершающиеся. Современное знакомство с инфекционными болезнями, с иммунитетом и др. вопросами физиологии, патологии оказалось возможным только благодаря изучению под микроскопом взаимодействия низших организмов и клеточек тканей, их борьбы и процессов, при этом происходящих.

Изучение отправлений организма, т. е. физиология (см.), также достигло необычайной высоты в настоящее время, благодаря замечательным трудам Иоганна Миллера (1801-1858), Дю-Буа-Реймона, Бишоффа в и, гениального Клода Бернара, а, Лонже, Чарльза Белля и др. Особенно отразились на наших физиологических познаний громадные успехи химии, из которой выделилась столь важная отрасль, как физиологическая химия, уяснившая вопросы дыхания, питания, обмена веществ и вообще химизма клеточек, тканей и соков. Точно так же и физика, особенно ее законы сохранения энергии и единства физических сил, дала много данных для уяснения наблюдаемых в здоровом и больном организме явлений. Знание нормального строения и нормальных отправлений организма позволяет нам оценивать все встречающиеся отклонения от них, т. е. усвоить себе патологическую анатомию и патологическую физиологию. ческая анатомия в своих успехах всегда следовала успехам нормальной и подобно последней не ограничивалась изучением одних лишь грубых, видимых простым глазом изменений, но, пользуясь микроскопом и экспериментируя на животных, проследила ход патологических изменений в тканях и органов, под влиянием различных условий. В этом отношении величайшие услуги оказал этой науке Вирхов, который из чисто описательного предмета поднял ее на чрезвычайную философскую высоту. Исходя из основного omnis cellula e cellula, т. е. всякая клетка из клетки, он подверг самой полной и всесторонней разработке почти все отделы патологической анатомии. Его известному ученику у принадлежит громадная заслуга изучения воспаления (см.), с указанием роли белых кровяных шариков. В настоящее время очень трудно отделить патологическую анатомию от общей патологии, настолько эти обе науки тесно связаны между собой. И в данных отраслях медицинских знаний наблюдение и эксперимент все более и более расширяли наши представления. Зная анатомическое строение, химический состав и физические свойства какой-либо ткани организма, можно указать, в чем выразилось изменение всех ее составных элементов. Так, например, мы определяем не только перерождения тканей, их качественное и количественное изменение, перемену химического состава крови, лимфы, различных выделений, видоизменения плотности костей, изменения цвета кожи и слизистых оболочек, но очень часто указываем и причины, повлиявшие на то. Точно так же мы можем судить и об отклонении от нормы различных отправлений организма. Зная нормальную температуру человеческого тела, степень сократительности мышечных волокон, явления нормальной гидродиффузии в тканях и причины, их обуславливающие, мы можем сопоставить с ними повышенную или пониженную температуру, уменьшение или даже потерю мышечной сократительности (парезы и параличи) или, наоборот, чрезмерное усиление её (судороги), выпотов и т. д. Знакомство с причинами этих уклонений, знание условий, при которых они произошли, позволяет ставить известную связь между ними. Так, например, повышенная сердца может повлечь за собой гипертрофию его. Зная это, уже легче искать причины повышенной деятельности. Таким образом, идя от общего к частному, можно найти, что повышенная деятельность обусловлена препятствиями для нормального кровообращения, требующими большого напряжения для устранения их, или что она может зависеть от введения в организм веществ, раздражающих ту часть нервной системы сердца, которая ускоряет деятельность его, или от паралича блуждающего нерва, задерживающего сердечную деятельность, и т. д. Наряду с этим, изучая соотношение причин и следствий, мы наталкиваемся и на тот факт, что одна и та же причина не ограничивается одним только определенным последствием, но вызывает целый ряд их, что зависит от одновременного действия на многие центры, или от того, что одно следствие неминуемо влечет за собой другие. Так, например, вводя в организм какой-либо яд, мы видим, что им поражается много органов и нарушается много отправлений. Каждое из этих уклонений, в свою очередь, влечет за собой целый ряд других. Таким образом, общая патология позволяет нам, изучением разнородности последствий, сводить их к одному общему началу, зная которое, нам легче определить, какое требуется воздействие, чтобы вернуть организм к норме. "Пользуясь всеми данными других наук, собирая из всех медицинских знаний, из всех отделов частной патологии материал для выяснения сущности и причины болезненных явлений, наконец, воспроизводя на животных болезненные изменения, аналогичные человеческим, современная общая патология отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются все возможные уклонения от нормы; она создает таким образом ряд типов болезненных процессов и является действительно общей частью всего объема частной патологии" (И. В. Подвысоцкий). Кроме изучения типических болезненных процессов, встречающихся во всех частях тела, в круг её входит всестороннее исследование основных уклонений от нормальной функция кровообращения, пищеварения и т. д. Число основных типов болезненных процессов, какими бы причинами и в каком бы органе они не были вызваны, весьма невелико, но, вследствие различной взаимной группировки их, или вследствие локализации болезненных процессов по различным частям тела, или вследствие различной напряженности в их обнаружении, количества отдельных видов и форм болезней достигают громадных размеров. Так, например, процессы воспаления (см.) везде одинаковы, но оно проявляется совершенно различно в слизистых оболочках кишечного канала и в костной системе. Лихорадочные процессы при инфекционных болезнях могут протекать совершенно различно у здорового мужчины, или у малокровного субъекта с тем или другим пороком сердца, или у беременной женщины. Знание общей патологии облегчает возможность изучения частной патологии, предмет которой будет составлять как отдельные болезненные формы, так и заболевания тех или других органов, симптомы, которыми они обнаруживаются, и изменения, которые они вызывают. Распознавание этих изменений и сущности страданий составляет предмет диагностики , которая в настоящее столетие приобрела чрезвычайное развитие, с одной стороны, благодаря введению физических методов исследования больного, с другой - микроскопическому и химическому анализу выделений или даже ткани организма (пробные проколы, удаление кусочков опухолей для исследования под микроскопом и т. д.). Громадную заслугу в этом отношении приобрели французы Корвизар (1755-1821) и Леннек (1781-1826), оба профессора медицины в Париже. Первый широко распространил предложенную до него Ауэнбруггером (в Вене) перкуссию, т. е. выстукивание внутренних органов. Метод Ауэнбруггера заключался в ударении по груди концами вытянутых и сложенных вместе пальцев. Корвизар усовершенствовал этот способ и достиг необычайной точности диагнозов для того времени. Наряду с этим громадная заслуга Корвизара лежала также в том, что он был основателем клинической медицины (см. ниже) во Франции, а его сочинение о болезнях и органических пороках сердца до сих пор по справедливости считается классическим. Из этой книги очевидно, что Корвизар во многих случаях уже прикладывал ухо к сердечной области. Значительным усовершенствованием перкуссии явился изобретенный французом Пиори (1794-1879) . Гораздо больше заслуга в области диагностики француза Леннека, изобретшего аускультацию, произведшую полный переворот в этом деле. Наряду с аускультацией и перкуссией (выслушивание и выстукивание) все большее и большее значение приобретают микроскопические исследования разных выделений, мокроты, опухолей, крови, мочи, кала (для открытия глистов или их яичек), химические анализы содержимого желудка, мочи, кала и т. д. Наконец, особенно важное значение приобрели в деле распознавания болезней , которая полностью есть достояние 2 -ой половины настоящего столетия (см. а), непосредственное наблюдение с помощью зеркал более или менее скрытых полостей (ларингоскопия, офтальмоскопия, исследование зеркалами мочевого пузыря и т. д.), исследование с помощью зондов и бужей и т. д. Ознакомившись с уклонением от нормы в деле строения и отправлений организма, равно как с причинами их, уже сравнительно легче изучать, какое требуется воздействие для возвращения его к норме, т. е. восстановить путем внешнего воздействия первоначальное строение и отправление как отдельных органов, так и всего организма. Таким путем , т. е. учение о действиях лекарств с ближайшими к ней специальностями, тоже легко было поставить на путь эксперимента и наблюдения. Строго говоря, совокупностью перечисленных предметов ограничивается круг Научная медицина медицины, так как перечисленные познания вели уже к прикладным целям медицины.

Из всего сказанного ясно, что знакомство с Научная медицина медициной немыслимо без лабораторий, анатомических театров, кабинетов, музеев и т. п. Но в жизни все наблюдаемые уклонения и расстройства и пути воздействия отдельных моментов на здоровый и больной организм представляют крайне сложные сочетания, а потому для необходимого изучения болезней, их своеобразного течения и условий воздействия на них, требуется непрерывное наблюдение над больными, что всего удобнее в клиниках - учреждениях, заслуга широкого развития которых принадлежит почти исключительно нашему столетию. Как уже выше было сказано, что в то время как число болезненных типов весьма незначительно, число отдельных болезней, по своему разнообразию, бесконечно громадно, распределяясь в отдельные группы внутренних болезней, хирургии, гинекологии, акушерства, детских болезней (педиатрия), заразных, ушных (отиатрия), глазных (офтальмиатрия), нервных душевных (психиатрия), горловых (ларингология) и т. д. Хотя сохранились следы преподавания клинической медицины греками, но только в XVII столетии фламандская школа в Лейдене, в лице знаменитого Бургава, дает ей большой толчок. Ученики Бургава, распространив его учение и идеи о клиническом преподавании из Лейдена в ю, Данию, Австрию, Италию, основывают центры клинического образования. Особенно возвысилось значение последнего, благодаря уже вышеупомянутому Корвизару. С того времени клиники, разнообразясь в числе, и клиническая медицина получают все более и более широкое развитие и в настоящее время преподавание без них немыслимо ни в одной врачебной школе.

Конечной целью Научная медицина медицины является лечение , терапия, которая считается наиболее отсталой отраслью из всех областей медицинских знаний. Еще начало настоящего столетия было захвачено господствовавшими метафизическими представлениями о сущности болезни, в силу которых лечили последние, а не больного. В этом отношении любопытно, что в начале настоящего столетия, под влиянием взглядов Биша, получила широкое развитие так называемая "физиологическая медицина", представителем которой явился Бруссе, старший врач Валь-де-Грасса, а затем профессор общей патологии в нем, признававший жизнь за результат действующих на нее внешних раздражений, болезнь - за избыток или недостаток последних. Исходя из таких взглядов, он находил необходимым устранять корень всевозможных страданий невероятными количествами пиявок. В своем отделении в Валь - де-Грассе он в иные годы (1819) употреблял для лечебных целей до 100000 пиявок. Учение его нашло много приверженцев, что видно из того, что в 1824 г. число ввезенных во Францию пиявок равнялось 300000 штук, а в 1827 г., в период наибольшего процветания учения Бруссе, 33 млн. Учение Бруссе увлекло даже немало врачей в Бельгии, Италии и Германии, господствовало около 20 лет и, вероятно, косвенно сильно повлияло на успехи гомеопатии, представлявшей полную противоположность своим диететическим режимом беспощадным кровоизвлечениям модной школы, рухнувшей, благодаря подъему патологической анатомии и в особенности диагностики. С того времени по настоящее почти не возникало шаблонных учений о терапии; напротив, последняя все более и более стремилась к индивидуализированию больного и болезни. При всем том упреке в значительной отсталости терапии в сравнении с другими отраслями Научная медицина медицины вполне не заслужен (см. ). Не говоря уже о хирургии, в которой, благодаря Листеру, сделались возможными операции в полостях, до недавнего времени считавшихся недоступными, нужно, однако, указать, что действие многих лекарств изучено в лабораториях самым тщательным образом, проверено в клиниках. Далее, громадная заслуга терапии настоящего столетия лежит в том, что она ввела целый ряд физических лекарственных деятелей, также изученных в высшей степени подробно, как, например, массаж и , климатотерапия. Точно так же получила весьма широкое развитие диететика больных, правила их питания и режима, во многих случаях оказывающие громадное влияние на течение и устранение болезней. В распоряжении врачей имеется целый ряд весьма подробно изученных специфических средств, как, например, железо и марганец при малокровии, хинин при перемежающейся лихорадке, салициловый натр при ревматизме, ртуть при сифилисе, много жаропонижающих, антиневралгических, наркотических, послабляющих средств; дело антисептики и дезинфекции, благодаря обилию противогнилостных и обеззараживающих лекарственных веществ, поставлено также на весьма широкую ногу. В самое последнее время тщательное изучение инфекционных болезней, жизнедействия бактерий и сущности иммунитета дало толчок к развитию в самых широких размерах серотерапии (см.), т. е. лечению сывороткой животных, сделанных невосприимчивыми к различным заболеваниям путем систематического введения в них ослабленных разводкой различных бактерий или производимых ими токсинов. Меньше успеха приобрела возникшая несколько лет тому назад (см.), т. е. введение в организм вытяжек здоровых органов какого-либо животного, при страдании этих органов у человека, или даже непосредственное кормление ими (щитовидная железа при зобе, слизистом отеке, почки при Брайтовой болезни и т. д.). В ряду заслуг Научная медицина медицины нельзя не указать и того, что, благодаря успехам общей патологии, ей вновь удалось сблизить между собой разнородные специальности, которые еще весьма недавно разошлись одна от другой. Так, например, в настоящее время доказано, что целый ряд нервных страданий оказываются лишенными своего "эссенциального" характера, а обуславливаются заболеваниями различных внутренних органов, являются следствием сифилиса, вызываются ю или болезнями половых органов. Многие страдания внутренних органов, суставов оказываются зависящими от перелоя, вследствие переноса гонококков током крови или лимфы в те или другие места. Тесная связь аутоинтоксикации (самоотравления) не вполне окисленными продуктами обмена веществ, вследствие недостаточной деятельности кишечника и различных органов, вызывает явления малокровия, истерии и даже психозов. С другой стороны, накопление многочисленных фактов и наблюдений, сделавшее затруднительным для одного лица разработку и изучение предмета, вызвало такое дробление специальностей, о котором прежде и думать нельзя было. Так, например, постепенно выделились из хирургии глазные, ушные, . ология, составляющая в сущности отдел общей патологии, разрослась в обширнейшую специальность. Будучи одной из самых юных наук, она, благодаря гению Пастера, заняла одно из самых выдающихся мест, как по точности своих данных, так и по исключительному значению найденных ею фактов, совершенно видоизменивших наши воззрения на болезни и давших неисчислимые результаты в деле предупреждения и лечения болезней. Сам Пастер и его многочисленные ученики, из которых особенно выдаются Дюкло, Ру и др., дали основы рациональной серотерапии. Другой знаменитый бактериолог, Кох, и его ученики Беринг, Китозато и др., также обогатили эту науку. Берингу мы обязаны противодифтеритной сывороткой. Японцу Китозато принадлежит заслуга открытия противостолбнячной сыворотки и т. д. Кожные болезни, приобретая все более и более тесную связь с внутренними и нервными страданиями, обособились в совершенно специальную науку, требующую участия многих работников.

Но не только лечение болезней является прикладным применением Научная медицина медицины. Ее успехи отразились и на широком государственном, общественном и индивидуальном развитии прикладной, предупреждающей болезни задачи - гигиены и профилактики, громадные успехи которой были бы совершенно непостижимы, если бы изучение их было основано исключительно на одном грубом эмпиризме. Только знание нормы строения и отправлений организма, условий содействующих им или нарушающих их правильное состояние и правильную деятельность, могли выработать ту прикладную науку, благодаря которой сократилась , удлинилась продолжительность средней жизни, уменьшилась болезненность и повысилась работоспособность человека. Наконец, только Научная медицина медицина могла придать судебной медицине тот характер безусловной точности, которой столь часто отличаются ее указания при решении тех или других вопросов, как, например, о вменяемости ов, тожественности лица, рода, характера и значения повреждений и т. д.

Таким образом из всего сказанного очевидно, что Научная медицина медицина существует одна для всех отраслей ее и врач-практик, желая в своей деятельности с успехом и сознательно относиться к своим обязанностям, должен не только полагаться на свои наблюдения и опыт, но следить и за успехами своей науки в лабораториях, клиниках и других учебно-вспомогательных учреждениях, помня, что эти успехи облегчают ему его задачу лечения больных и предупреждения болезней. Сама же наука медицины, как составная часть естествознания, и дальше может прогрессировать, не упуская из виду дальнейшего движения вперед других областей знания, с которыми она тесно связана общностью приемов изучения и мышления. Об успехах медицинских наук в России - см. Россия (Наука).

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке - в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Производилась трепанация в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Или проводилась трепанация после травматического повреждения мозгового черепа и связана с удалением костных осколков.

Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера­тивных вмешательств на мозговом черепе, которыеимели место уже в перио­ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Таким образом, врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10-5-го тысячелетий до н.Э.).

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н.э. письменности.

В этот период в области врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

Оперативные методы врачевания данного периода:

    Ритуальное обрезание.

    Ампутация конечностей.

    Кесарево сечение.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной».

Болезни, существовавшие в любую эпоху истории человечества, представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой - явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезни. Приемы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Медицина возникла из практических потребностей. Теоретические воззрения в медицине возникли из практики и позднее практики.

Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Это нашло отражение в искусстве человека древнего каменного века, которое также имело реалистический характер. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или камня, удара палкой и т.д. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа о причинах болезней. Ощущение, производимое болезнями, народный язык сближал с ударом острого оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные страдания люди рассматривают как следствие от удара или укола оружия: «удар», «ударило», «прострел», «прострелило», «разбит параличом», лихорадка (трясца).

Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытнообщинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей.

Первые врачеватели, их социальный статус.

Вследствие накопления большого объема сведений о болезнях, лекарственных средствах и их применении при различных недугах, об эффективности лечения, о предупреждении болезней из среды соплеменников выделились представители, которые собирали, обобщали и хранили приобретенный в течение многих веков опыт, обогащали его, а затем передавали последующим поколениям. Такие врачеватели-профессионалы могли появиться лишь тогда, когда коллективный опыт, формировавшийся в период первобытного стада, уже не мог удовлетворить запросов людей в эпоху складывания и укрепления материнского рода. Вопросы врачевания были в числе первых, потребовавших разрешения и скопления знаний и навыков в руках наиболее способных членов родовых общин.

Первоначальное выделение врачевателей из среды соплеменников следует отнести ко времени перехода первобытного стада в первобытную родовую общину в процессе формирования материнского рода. Сосредоточение важнейших видов общественной деятельности в руках женщины, господство женщины в роде предопределили то обстоятельство, что и врачеванием на этой стадии человечества в основном занимались женщины. Так как поисками и собиранием растительной пищи в естественном виде занимались главным образом женщины, то они стали и первыми знатоками лекарственных растений.

В более позднее время роль женщины во врачевании нашла отзвук в письменных источниках и народных сказаниях, в которых упоминаются женщины, владевшие этим искусством: в Египте - могучая Полидамна, в Греции - русокудрая жена Агамеда, в Чехии - мудрая Каза, в Киевской Руси - Марина, лекарка Ильи Муромца.

По мере возвышения роли мужчины все чаще именно он начинает выполнять лечебные функции. Как правило, эти почетные обязанности оставляли за собой старейшины родов.

Обряды и заговоры как форма организации врачебной деятельности.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа.

Сфера деятельности служителей культа:

    Сохранение и передача положительных знаний.

    Толкование обычаев.

    Религиозные функции.

    Врачевание.

    Судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание.

Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, - практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели - знахари. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

Широко применялись заговоры и заклинания.

Заговор ― это словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу.

Практической телью заговора было охранить человека от проникновения в его тела злого существа или духа, вызывающего болезнь, либо изгнать его из тела больного человека.

Отзвуки многих сторон медико-гигиенической деятельности людей эпохи первобытнообщинного строя дошли до нас в заговорах, последовательно формировавшихся под влиянием фетишизма, тотемизма, анимизма, а позднее - под влиянием церковной идеологии.

Например, заговоры на «унятие крови»: «на море - на океане (небо) сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые», или: «на море-океане, на острове - на буяне девица красная шелком шила; шить не стала, руда перестала».

В них четко говорится о том, что «раны кровавые» сшивались иглами булатными и нитками шелковыми, и кровотечение останавливалось. И это хирургическое вмешательство проводила «девица красная»,«швея-мастерица», т. е. женщина, обладавшая высоким мастерством. В этих заговорах слышатся отзвуки матриархата.

Как в любом другом действии народных врачевателей, дело не ограничивалось заговором, а завершалось рекомендацией.

Хотя первобытные люди при лечении болезней на первый план выдвигали заговоры, рациональные начала не только не сходили со сцены, но и укрепляли свои позиции.

Наиболее древние заговоры были основаны на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговорный обряд, само магическое воздействие, которые со временем отпали и забылись.

Обряд ― это система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа.

Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики - шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Обряды проходили под открытым небом или в хижине - в святом месте. Во время обряда шаман, больной, члены племени занимали определенное место, выполняли определенные действия. Обряд сопровождался музыкой, пением, танцами. Шаман имел своеобразную форму одежды, или ее атрибуты. Шаман выступал как посредник между вселившимся духом болезни и больным. Обряд мог сопровождаться жертвоприношением.

Зарождение народной гигиены и народной медицины на территории Беларуси.

На территорию Беларуси в период ее заселения приходили люди, имевшие некоторые сведения об окружающем мире, владевшие приемами оказания помощи больным и некоторыми гигиеническими навыками.

Существенное значение в жизни первобытных людей на территории Беларуси с гигиенической точки зрения имел выбор места для селения, устройство жилищ.

Первобытные люди селились преимущественно на высоких песчаных берегах рек и озер, на верхних надпойменных террасах, прорезанных оврагами и защищенных от холодных ветров, а также вблизи мест, где росли злаки, велись охота на диких зверей и рыбная ловля.

На каждом новом историческом этапе жилища совершенствовались в гигиеническом отношении.

Существенное медико-гигиеническое значение в жизни первобытных людей имели керамические изделия. Глиняные сосуды появились на территории Беларуси в эпоху неолита. Предполагается, что им предшествовали сосуды из кожи, дерева, бересты и корзины, обмазанные глиной.

Около 100 тысяч лет назад люди умирали в основном в 20 лет, из сотни людей до сорокалетнего возраста доживал только один человек. Кроманьонцы жили немного больше: из 100 человек до 40 лет доживало 12.

По мере совершенствования орудий производства, расширения различных видов продуктов питания, главным образом животного происхождения, улучшения жилищ возрастала численность населения, увеличивался средний возраст людей, улучшались их антропометрические признаки.

В течение тысячелетий люди накопили огромный опыт по предупреждению болезней. Опыт борьбы за свое существование первоначально человек накапливал с позиций стихийно-материалистического восприятия окружающего мира и происходящих в нем процессов. Все его действия основывались на понимании природы такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

С этих же позиций у него вырабатывались представления о причинах болезней и мерах воздействия против них. Человек наблюдал появление травм после ударов орудиями труда и окружающими предметами, в результате нападения зверей, возникновение и развитие болезней от укусов змей и насекомых, после приема непригодной или необработанной пищи и др. Соответственно этим наблюдениям и, исходя из собственных ощущений, он называл болезни.

Для хирургических вмешательств использовались скребла, кремневые отщепы, двусторонне обработанные каменные рубила. Они могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при откры­тых переломах, для кровопусканий.

В бронзовый век встречались ножи, которые могли использоваться для различных хирургических вмешательств.

Железные шилья и иглы могли пригодиться для прокола гнойников, сшивания рассеченных или разорванных мягких тканей человеческого тела, а зернотерки - для изготовления разнообразных лекарственных средств из зерен, кореньев, стеблей, цветов: мазей, порошков, настоев, отваров и других форм.

К середине первого тысячелетия н. э. на территории Беларуси появились более усовершенствованные ножи, пилы, шилья, иглы, долота и другие орудия, которыми, по-видимому, было наиболее удобно делать ампутации, кровопускания, трепанации, удалять инородные тела, вскрывать гнойники, обрабатывать и сшивать раны и др.

В приемах и способах оказания помощи опыт был преимущественно коллективным.

Народные врачеватели со времен первобытнообщинного строя, чтобы распознать недуги, расспрашивали больного и его родственников, тщательно осматривали его. Они различали такие болезни, как рожа, парша, перемежающая лихорадка (малярия, трасца), маточные кровотечения, бели, глисты, падучая болезнь (эпилепсия), коклюш, жаба, куриная слепота, бешенство, кровавый понос, конвульсии у детей, короста (чесотка), ломота костей (ревматизм), грыжа, зубная боль, огник (мокнущий лишай), ожог, рана, перелом кости и др. Лекари также пользовались понятиями лихорадка (от «лихо», «радеть», т. е. действовать во вред чему-то), болезнь сердца, опухоль ног, расстройство желудка, боль горла, боль живота, боль груди, головная боль, простуда, колотья в боках и груди, золотуха, колтун, желтуха и др.

Расширялся арсенал лечебных средств. В народной медицине ведущую роль играли средства растительного мира. Из собранных лекарственных средств готовились настои, отвары, порошки, мази, пластыри.

Использовались и средства животного происхождения, особенно в качестве основ для мазей, болтушек, суспензий (гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры, мед, воск и другие ингредиенты). С лечебной целью назначались молоко, сливочное масло, сметана, свиная желчь, телячья печень, мясо, яичный белок и многие другие средства.

Проводились также водные процедуры: обтирания, гигиенические ванны в чистой воде и в воде с хвойными настоями, содой и другими веществами.

С лечебной целью люди первобытнообщинного строя применяли ил со дна рек и озер, глину, песок, принимали солнечные и воздушные ванны. Они широко назначали тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане. Но в необходимых случаях накладывали холодные водные компрессы, прикладывали к больным местам лед. Использовались также банки, горчичники и другие предметы физиотерапевтического назначения.

Итак, в народной медицине отразился богатейший опыт по сохранению здоровья и лечению болезней, приобретенный людьми в течение тысячелетий.

Таким образом, памятники материальной и духовной культуры первобытных людей, живших на территории Беларуси, свидетельствуют о том, что их медико-гигиеническая деятельность началась вместе с заселением территории, а профессиональное врачевание сложилось не позднее верхнего палеолита.

МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, НАУЧНАЯ (в современном мире)

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно - народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина.

Народное врачевание (народная медицина) - понятие включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников - поистине народным врачеванием.

Народная медицина - явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

Таблица 1. Народная, традиционная, научная медицина

Характеристика

Народное врачевание

Традиционная медицина

Научная медицина

Период развития

Более 2 млн лет

Около 3 тыс. лет

Несколько столетий

Философская основа

Религиозно-фи­лософское учение

Философская концепция

Истоки развития

Эмпирический опыт народа

Эмпирический опыт, народное врачевание

Народное врачевание, традиционная меди­цина, эксперименталь­ный метод

Характеристика развития

Мобильность

Стабильность

Динамичность

Распространение

Повсеместное

Локальное

Интернациональный характер

Коллективное врачевание, знахари

Профессионалы традиционной медицины

Профессионалы-врачи

Обучение

Коллективный опыт, индиви­дуальное обу­чение

Школы традици­онной медицины

Высшие медицинские учебные заведения (университеты, институты)

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, - многое утраче­но, уничтожено, забыто, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример - традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры - т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности - временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицина интернациональна по своей сути, - в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук - объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Таким образом, научная медицина - нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) н может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, - именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это - научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой.

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Основные черты медицины первобытного общества.

1. Получение огня, применение металлов, изготовление посуды, обуви.

2. Становление коллективной медицины (народной).

3. Зарождение фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм).

4. Становления культовой практики врачевания.

5. Появления профессиональных служителей культа (в том числе и врачевания).