Интересная сказка как появилась часть речи причастие. Сказка Про причастия. …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол

В Объединенном Королевстве Грамматики, в стране Морфологии, в городе Словообразовании, жили-были разные части речи. В стране царил порядок, слова имели права жить, общаться, изменяться, соединяться в словосочетания и предложения. На работу слова отправлялись в Синтаксис, соседнее государство. Каждая часть речи «владела» некоторым имуществом – морфологическими признаками, причем одни были богаче, другие беднее.

В семье важного Глагола и нежной Прилагательной было очень много детей, их звали Причастиями. Они были очень похожи на своих родителей; некоторые Причастия находились в несовершенновидном, а другие в совершенновидном возрасте, всех интересовало, что происходило в прошедшем времени и что происходит в настоящее время. Иногда в дом приходила прислуга – зависимые существительные и местоимения. Причастия так же, как их властолюбивый отец Глагол, любили покомандовать: они указывали, в каком падеже стоять прислуге. Но хитренькие причастия старались походить и на маму Прилагательное и, чтобы ее не расстраивать, изменялись по падежам, родам и числам.

Многие Причастия любили помогать по хозяйству, все делали сами и действовали смело и решительно. Это были Действительные Причастия. А других все время заставляли, ругали, обижали, и они всю жизнь страдали. Их прозвали Страдательными. Различались Действительные и Страдательные Причастия не только по обозначению признака, но и по одежке. Действительные Причастия, относящиеся к первому спряжению, в настоящем времени надевали суффиксы -УЩ-/-ЮЩ-, а те, кто относился ко второму спряжению, – суффиксы -АЩ-/-ЯЩ-. А Страдательные Причастия, соответственно, -ЕМ-/-ОМ- и –ИМ-. В прошедшем времени Действительные Причастия надевали суффиксы –ВШ-, -Ш-, а Страдательные щеголяли в суффиксах -НН-, -ЕНН-, -Т-.

В этом же городе жила самая гордая, упрямая и самовлюбленная Частица НЕ. С краткими Причастиями она не дружила и терпеть не могла полные Причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова). Зато НЕ очень уважала Причастия, которые без нее жить не могли или были такими же единоличниками, как она сама. Тогда НЕ теряла голову и из свободной Частицы превращалась в глупую Приставку или даже часть корня.

Очень много вопросов по воспитанию Причастий возникало у родителей: какие гласные писать в суффиксах, оставить их учиться на Определение или устроить на работу Сказуемым, сколько Н подарить на Новый год: одно или два… Но, благодаря Принцессе Грамматике, которая распоряжалась правилами жизни и техники безопасности (диктант без двойки), все могли легко найти общий язык и взаимопонимание.

Диагностический тест по темам: «Причастие. Деепричастие» по русскому языку для учащихся 7 класса.

I-вариант

Задание 1 (базовый уровень).
Укажите верное утверждение.
а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.
б) Причастие обозначает действие предмета.
в) Причастие - это особая форма глагола.
(1балл)
Задание 2 (базовый уровень).
В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
Г. (Не)исследованная, а дикая тайга
(1балл)
Задание 3 (базовый уровень).
1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:
а) приехавший, приезжающий, гонимый;
б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;
в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;
г) думающий, занимавшийся, привлёкший;
д) закрытый, закрывающий, испугавший.
(1балла)
Задание 4 (повышенный уровень).
Укажите предложения, в которых причастные обороты нужно выделить запятыми.
а) По улице шли лесовозы заляпанные едкой грязью.
б) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
в) Несколько всадников скакавших рядом вдруг свернули влево.
г) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
(1балл)
Задание 5 (базовый уровень).
Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
бор...щийся за свободу
ю
ю
я
я
стел...щийся по земле
ю
я
я
ю
стро...щий дом
я
ю
я
ю
вид...щий зорко
я
я
ю
ю
(1балл)

Задание 6 (повышенный уровень).
Какой схеме соответствует предложение: Город засыпанный снегом выглядел чистым (запятые не проставлены):
а)…. [x], . б) [x],, …. . в) [x] …. .
(2балла)
Задание 7 (базовый уровень).
В каком случае следует писать суффикс –ащ-?
А. Рису…щий ребенок Б. Леч…щий врач
В. Стел…щийся дым Г. Кол…щий предмет
(1балл)
Задание 8 (базовый уровень).
Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:
а) слова имеющие; б) имеющие несколько значений;
в) слова называются; г)называются многозначными
(1балл)
Задание 9 (базовый уровень).
Отметьте правильные ответы.
а) Деепричастие – это самостоятельная часть речи.
б) Деепричастие – это особая форма глагола.
в) Деепричастие обозначает признак предмета по действию.
г) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым.
д) Деепричастие обозначает основное действие при добавочном действии.
е) Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса –а-, -я-.
(2 балла)
Задание 10 (повышенный уровень).
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
(2балла)
Задание 11 (базовый уровень).
Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
(1балл)
Задание 12 (повышенный уровень).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем,
1. Мне позвонили.
2. Отрабатываются навыки анализа слова.
3. Обращайте внимание на примечания.
4. Необходимо знание алфавита.
(2балла)
Задание 13 (базовый уровень).
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят
(1балл)
Задание 14 (повышенный уровень).
Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
(2балла)
Задание 15 (базовый уровень).
Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.
2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.
3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.
4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.
(1балл)
Задание 16 (базовый уровень).
Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
(1балл)
Задание 17 (базовый уровень).
Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием
1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко 4. Учиться хорошо
(1балл)
Задание 18 (базовый уровень).
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены) Замедляя ход к станции шёл поезд.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
(1балл)

Сказка Про причастия Лингвистическая сказка

В Объединенном Королевстве Грамматики, в стране Морфологии, в городе Словообразовании, жили-были разные части речи. В стране царил порядок, слова имели права жить, общаться, изменяться, соединяться в словосочетания и предложения. На работу слова отправлялись в Синтаксис, соседнее государство. Каждая часть речи «владела» некоторым имуществом – морфологическими признаками, причем одни были богаче, другие беднее.

В семье важного Глагола и нежной Прилагательной было очень много детей, их звали Причастиями. Они были очень похожи на своих родителей; некоторые Причастия находились в несовершенновидном, а другие в совершенновидном возрасте, всех интересовало, что происходило в прошедшем времени и что происходит в настоящее время. Иногда в дом приходила прислуга – зависимые существительные и местоимения. Причастия так же, как их властолюбивый отец Глагол, любили покомандовать: они указывали, в каком падеже стоять прислуге. Но хитренькие причастия старались походить и на маму Прилагательное и, чтобы ее не расстраивать, изменялись по падежам, родам и числам.

Многие Причастия любили помогать по хозяйству, все делали сами и действовали смело и решительно. Это были Действительные Причастия. А других все время заставляли, ругали, обижали, и они всю жизнь страдали. Их прозвали Страдательными. Различались Действительные и Страдательные Причастия не только по обозначению признака, но и по одежке. Действительные Причастия, относящиеся к первому спряжению, в настоящем времени надевали суффиксы -УЩ-/-ЮЩ-, а те, кто относился ко второму спряжению, – суффиксы -АЩ-/-ЯЩ-. А Страдательные Причастия, соответственно, -ЕМ-/-ОМ- и –ИМ-. В прошедшем времени Действительные Причастия надевали суффиксы –ВШ-, -Ш-, а Страдательные щеголяли в суффиксах -НН-, -ЕНН-, -Т-.

В этом же городе жила самая гордая, упрямая и самовлюбленная Частица НЕ. С краткими Причастиями она не дружила и терпеть не могла полные Причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова). Зато НЕ очень уважала Причастия, которые без нее жить не могли или были такими же единоличниками, как она сама. Тогда НЕ теряла голову и из свободной Частицы превращалась в глупую Приставку или даже часть корня.

Очень много вопросов по воспитанию Причастий возникало у родителей: какие гласные писать в суффиксах, оставить их учиться на Определение или устроить на работу Сказуемым, сколько Н подарить на Новый год: одно или два… Но, благодаря Принцессе Грамматике, которая распоряжалась правилами жизни и техники безопасности (диктант без двойки), все могли легко найти общий язык и взаимопонимание.



Сказка про Причастие

Жили-были…

  • …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.


И была у них дочка Причастие

    Родители очень любили свою девочку. Тем более что она была похожа и на папу, и на маму. От мамы-Прилагательного Причастие унаследовала род, число и падеж, а также окончания. Папа-Глагол передал дочке свои два времени (настоящее и прошедшее), совершенный и несовершенный вид, возвратность. Мама разрешала Причастию дружить с именем Существительным и слушаться его, так как оно старше. Папа же настаивал на том, чтобы его дочь управляла существительным и наречием. А раз во всех семьях главный всегда папа, то и Причастие все называли особой формой Глагола.


Так они и поживали.

  • Причастие подрастала на радость родителям. К ее глагольной основе прибавлялись суффиксы –УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ОМ(-ЕМ), -ИМ, -НН, -ЕНН,

  • -Ш, -ВШ, -Т. И Причастие становилась все красивее и красивее.

  • Причастие была девочка общительная. У нее было много друзей. К ней приходили Существительные, Местоимения, Наречия и Неопределенные формы глагола. Играя, они слушались Причастие и отвечали на ее вопросы. Всех вместе их называли Причастным оборотом. Когда же их собиралось много.



При них всегда находилась няня-Существительное, которую называли Определяемым словом. Вся веселая маленькая компания зависела от него и немного побаивалась. Отношения у них были удивительные: если на прогулке Определяемое слово шло впереди и не могло видеть, как ведут себя малыши, оно вызывало на помощь Запятую, которую ставило после себя, перед Причастным оборотом. А если шумная ватага бежала перед Определяемым словом, то Запятая была уже не нужна, няня и сама наблюдала за ребятами.



Как и всякий ребенок,

    Причастие бывала и послушной, и непослушной. Если она делала все, что ей говорили старшие, ее называли Действительным Причастием. Но иногда приходилось просить её и заставлять работать, тогда она получала имя Страдательного Причастия. Но что интересно, в обоих случаях Причастию всегда помогали Суффиксы: работали вместе с ним - -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ВШ и –Ш, а «страдали» - -ОМ(-ЕМ),

  • -ИМ, -НН, -ЕНН, -Т.

  • А в наказание за непослушание Страдательное Причастие иногда употребляли в краткой форме. Мама-Прилагательное забирала из суффиксов –НН и –ЕНН одну букву Н. Поэтому краткие Причастия всегда пишутся с одной буквой Н.


А вот в наказание за непослушание

  • Страдательное Причастие иногда употребляли в краткой форме. Мама-Прилагательное забирала из суффиксов Причастия –ЕНН и –НН одну букву Н, и с тех пор краткие Причастия всегда пишутся с одной буквой Н.

  • И даже частица НЕ не любила, когда Причастие становилась кратким, и писалась с ней в этих случаях всегда РАЗДЕЛЬНО.

  • Недовольный Страдательным Причастием папа-Глагол тоже поставил свои условия. Он позволил не всем суффиксам помогать нерадивой дочери. «Суффикс –ЕНН будет помогать только тогда, когда Страдательное Причастие будет образовано от глаголов на

  • –ИТЬ,-ТИ и –ЧЬ; суффикс –НН будет помогать Страдательному Причастию, образованному от глаголов на –АТЬ, -ЯТЬ и –ЕТЬ!»,- говорил строгий отец.


Шли годы...

  • Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие употребляли в научном стиле речи. Одно только ее не устраивало. Ведь была она уже взрослой, могла дружить, с кем хотела, помогать людям, а все по-прежнему считали ее Особой формой глагола.

Причастие – это часть речи, причастная

глаголу в образе прилагательного».

В.И. Даль

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

П.Чесноков

Грамматическая сказка или доля юмора в серьезном …

Часть первая

Сложившиеся отношения на континенте

Морфология в Глагольном королевстве.

Жил-был король Глагол. Правил он Глагольным королевством. И находилось оно на берегу Глагольного моря. И плескалось это море, и бурлило, когда сильные ветры бушевали над королевством Глагола. Плохо помогали ему его советники. Не сообщали прогноз погоды вовремя. Глагольное королевство отличалось от соседних тем, что всё там было в постоянном движении. Даже погода менялась слишком часто. Неточно рыбаки определяли погоду, и это мешало развитию рыбного промысла, от которого зависело благополучие жителей. И решил король Глагол выгнать бездарных королевских советников и пригласить заняться государственными делами новых помощников. А кому может довериться король в трудное для королевства время? Конечно же, своим родным. Была у Глагола жена, которую звали ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Добрая, отзывчивая женщина прилагала все свои силы, чтобы помочь супругу. Она отвечала за порядок в королевской семье, следила за тем, чтобы дети росли умными, здоровыми, грамотными, послушными. Вырастила она четверых сыновей. И имена у них были чудные. Тех, что были похожи на отца, короля Глагола, звали УЩ и ЮЩ. А двое, похожие на мать свою, звались АЩ и ЯЩ. Ущ, Ющ были старшими в семье. С детства учились всяким премудростям, но и развлекаться со своими сверстниками тоже не забывали. Дети, с которыми любили играть старшие королевичи, жили у моря и называли себя глаголами Первого спряжения. А меньшим братьям АЩу, ЯЩу нравилось общаться только с жителями второго спряжения, живущими на равнине и в горах. И созвал король Глагол все свое окружение и молвил, что сыновья его уже выросли, и теперь вместе с ним будет править сказочным королевством не свита его, а дети родные, унаследовавшие лучшие черты характера короля и королевы, Глагола и Прилагательного.

Стали править королевством и сыновья короля. Ввели королевичи для граждан свои законы. Все, кто подчинялись старшим детям Глагола УЩу и ЮЩу обязательно произносили их имена в своем имени, а те, кто подчинялись младшим королевичам, включили имена младшеньких в свои собственные. Вот так появились в сказочном королевстве новые подданные, ничем не хуже прежних. Т ак от глаголов-старожилов родились причастия, новые жители королевства, очень похожие на своих родителей. Посмотрите-ка сами: живет- живУЩий; борется-борЮЩийся; дышат-дышАЩие; верят-верЯЩие.

И зажил народ в сказочном Глагольном королевстве лучше прежнего. И из поколения в поколение жители передавали умение хорошо определять погоду, заниматься рыболовством и земледелием. А самое главное, причастия никогда не нарушали традицию обязательно сочетать в себе признак предмета по действию. Отвечали на вопрос прилагательного, выражая свое уважение к королеве, и обозначали действие, почитая короля. Без таких признаков эти жители королевства не имели права называться причастиями. А в их именах обязательно присутствовали и присутствуют суффиксы: - ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- .

Часть вторая

Бунт в королевстве и

расхождения во взглядах...

А потом случилось вот что. Разделились причастия, жители Глагольного королевства, на два сообщества. Одно сообщество назвало себя действительными причастиями, потому что считала, что только ее члены действительно приносят пользу королевству. В это сообщество входили молодые напористые причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-,-ЮЩ-, -АЩ-,-ЯЩ- и пожилые причастия прошедшего времени с суффиксами - ВШ- Ш- . Эти действительные причастия жутко шипели на тех своих родственников, которые не воспринимали их идеи и наотрез отказывались использовать в своем имени полюбившиеся действительным причастиям суффиксы. Другое же сообщество , которая страдало от действий своих сородичей,назвало сь страдательными причастиями и по сей день отражает нападки родственников и пользуется только суффиксами –ЕМ- , -ОМ- , -ИМ-,-НН-,-ЕНН-, -ЁНН-, -Т-.

Часть третья

История о том, как причастия стали

подумывать о новых землях


Прошли годы, причастий стало так много, что они решили с континента Морфология перебраться на континент Синтаксис Грамматического Шара.

Начались военные действия. Л идером всех причастий стал так называемый ОБОРОТ, который направлял свое войско в стан врага. Причастному Обороту после нескольких сражений удалось завоевать себе место под солнцем на новом континенте, но ему пришлось подписать мирный договор с соседними королевствами и прислушаться к их требованиям. По условиям договора Причастный Оборот имел право свободно перемещаться по континенту Синтаксис и даже отделяться от местных жителей для отдыха, воздвигнув ограждение. Но этот договор действовал только тогда, когда рядом с Оборотом находилась, свита, подчиняющаяся ему, зависящая от предводителя и помогающая в строительстве. А самое главное, ограждение воздвигалось лишь в том случае, когда Причастный Оборот размещался на территории после Определяемого Слова – одного из представителей Королевств Имя Существительное или Местоимение. По межграмматическому договору только слово-существительное или слово -местоимение, присутствующее при строительстве ограды, имело право контролировать действия Оборота и его свиты.

Вот так и по сей день наблюдают за поведением Причастного О борота сказочные соседние королевства, и разгуливает он по континенту Синтаксис до сих пор то один, то со свитой.Понимает Причастный Оборот, что на чужой земле он обязан считаться с требованиями хозяев.

Вот и сказке конец,

А кто слушал и запоминал – молодец!