Права и обязанности соискателей лицензий, лицензиатов и должностных лиц подразделений лицензирующего органа. Лицензионными требованиями являются

Это документ, подтверждающий квалификацию должностного лица соискателя лицензии.

  • Кому он нужен?

    В управляющей организации должен быть сотрудник, который имеет квалификационный аттестат. Председателю ТСЖ подтверждать квалификацию не нужно.

  • Зачем его получать?

    Для открытия новой управляющей компании нужно получить лицензию на управление МКД. Для получения такой лицензии должностное лицо лицензиата, должностное лицо соискателя лицензии должно сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат (п. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

    Такое положение обосновано также приказом Минстроя РФ от 05.12.2014 № 789/пр. Получение квалификационного аттестата – одно из лицензионных требований.

  • Где проходит экзамен?

    В вашем регионе. Его принимает региональная лицензионная комиссия.

  • Что нужно сделать до экзамена?

    Чтобы пройти экзамен, подайте заявку в ГЖИ. Образец заявления есть на сайте вашей ГЖИ. На одобрение заявки уходит до 15 рабочих дней.

  • Сколько вопросов в экзамене?

    Всего 200 вопросов. На экзамене из них индивидуально, произвольно и автоматически выпадает 100 – по 3 варианта ответов на каждый, один из которых правильный.Как проходит экзамен?

    Не опаздывайте на экзамен, будет проходить регистрация и присвоение номеров. Эти номера понадобятся при сдаче теста – по ним идентифицируют участников. На экзамен нужно взять паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

    Квалификационный экзамен бесплатный, проходит в режиме тестирования. Тестирование проводится на компьютере. За 2 часа вам нужно правильно ответить хотя бы на 86 вопросов из 100, но не меньше. В противном случае, экзамен не будет засчитан и его придётся пересдавать.

    Результаты огласят через 5 дней. Успешно прошедшие тест получат квалификационный аттестат сроком действия на 5 лет.

  • Как отвечать на вопросы?

    Отвечайте по порядку – приступайте к следующему вопросу после ответа на предыдущий. Пересмотр ответов не допускается.

  • Что нельзя делать на экзамене?

    Нельзя общаться и обмениваться вещами с другими участниками экзамена, а также пользоваться текстами законами, актами, справочниками, средствами связи, покидать помещение

  • Можно ли пересдать экзамен?

    Можно. Пересдавать квалификационный экзамен ЖКХ можно неограниченное количество раз.

  • Где можно работать с квалификационным аттестатом?

    Управлять МКД можно не только в том регионе, где вы сдали экзамен и получили квалификационный аттестат, но и в любом другом. Квалификационный аттестат выдается на физическое лицо без привязки к компании или региону.

    А вот лицензия на управление МКД уже обязывает лицензиата (организацию или ИП) осуществлять свою деятельность только там, где лицензия была выдана. Экзамен и получение аттестата происходят в одном и том же регионе.

  • Изменения в аттестате

    Если вы изменили ФИО, это нужно отразить в квалификационном аттестате. Квалификационный аттестат переоформляется на новом бланке на основании письменного заявления.

    При потере квалификационного аттестата пересдавать квалификационный экзамен ЖКХ не нужно. Подайте письменное заявление об утере, и вам выдадут дубликат.

  • Как пройти экзамен ЖКХ онлайн?

    Можно потренироваться и пройти пробный квалификационный экзамен ЖКХ онлайн. На платформе РосКвартала есть бесплатный тренажер по сдаче такого экзамена. В нём доступно два режима: обучение и экзамен.

    Режим обучения дает возможность последовательно или в выборочном порядке ответить на все 200 вопросов экзамена. Даны правильные ответы с разъяснениями и отсылками к законодательству. Из списка можно выбрать только те вопросы к экзамену, в которых вы не уверены.

    В режиме экзамена условия максимально приближены к экзаменационным. Каждый претендент получает индивидуальный набор тестов, состоящий из 100 вопросов. За отведенное на тестирование время нужно правильно ответить на максимальное количество вопросов экзамена ЖКХ.

  • Могут ли аннулировать квалификационный аттестат?

    Да, это может сделать ГЖИ.

  • Почему аттестат могут аннулировать?

    Аттестат может быть аннулирован по решению ГЖИ до истечения срока его пятилетнего действия, если обнаружится, что аттестат получен при помощи подложных документов или сведения о владельце аттестата попали в реестр дисквалифицированных лиц.

    Поводом для аннулирования квалификационного аттестата может стать вступление в силу решения суда в отношении владельца аттестата, если оно предусматривает наказание за преступления в сфере экономики, тяжкие и особо тяжкие преступления.

  • Как оформляется аннулирование аттестата?

    Решение об аннулировании аттестата протоколируется письменно, подкрепляется основанием для данного действия и подписывается руководителем ГЖИ. Орган ГЖН в течение 5 рабочих дней ставит в известность владельца аттестата об аннулировании документа.

    Соответствующие корректировки вносятся и в реестр квалификационных аттестатов. Сведения об этом хранятся на протяжении 3 лет. В течение этого периода повторно сдать квалификационный экзамен нельзя. Постановление о дисквалификации можно оспорить в суде.

  • 21.07.2014 года президент РФ подписал , которым были внесены изменения в ЖК РФ в части установления обязательности лицензирования деятельности по управлению МКД. В качестве одного из требований к лицензиатам и соискателям лицензии установлено наличие у должностного лица лицензиата/соискателя лицензии. Попробуем разобраться, кто же должен являться таким должностным лицом?

    Кто лицензируется?

    Сначала хотелось бы напомнить, какие организации подлежат лицензированию.

    Согласно п.1 ст.192 ЖК РФ «деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии… ». Пунктом 2 ст.192 ЖК РФ установлено, что «под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД ».

    Как известно, ТСЖ и ЖСК, относящиеся к некоммерческим организациям, не являются управляющими компаниями, на них не возложена обязанность по заключению договоров управления. Ст.162 ЖК РФ прямо устанавливает, что договор управления заключается с управляющей организацией (второй стороной договора выступают собственники помещений, либо представляющие интересы собственников ТСЖ или ЖСК).

    ТСЖ и ЖСК могут управлять многоквартирным домом самостоятельно, без управляющей организации. В этом случае они могут заключать с собственниками помещений договоры на содержание и ремонт общего имущества, на предоставление коммунальных услуг (аналоги договоров управления, но всё же договорами управления не являющиеся! ).

    Таким образом, лицензированию подлежат исключительно управляющие организации (в том числе индивидуальные предприниматели), управляющие домами на основании договора управления. ТСЖ и ЖСК лицензированию не подлежат!

    Кто аттестуется?

    **********************
    Примечание: разъяснения данного раздела статьи утратили актуальность в связи с вступлением 30.07.2017 в силу , которым в числе прочего внесены изменения в п.2 ч.1 ст.193 ЖК РФ, а именно: в качестве одного из лицензионных требований установлено наличие квалификационного аттестата у «единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы».

    Однако, законодательством РФ не установлена обязанность аттестации именно руководителей компаний! В ЖК РФ указано, что аттестацию должны проходить должностные лица соискателей лицензии . На эту же норму ЖК РФ ссылается ПП РФ от 28.10.2014 N1110 , без дополнительных разъяснений, кто конкретно может являться «должностным лицом соискателя лицензии». Разъяснения отсутствуют также и в Приказе Минстроя России от 28.10.2014 N659/пр , которым утверждён Порядок проведения квалификационного экзамена.

    Таким образом, должностное лицо лицензиата/соискателя лицензии, не обязано являться именно руководителем организации!

    Разъясним логику законодателя, утвердившего именно такое положение, на примере.

    В ряде муниципальных образований Российской Федерации существуют градообразующие предприятия, в качестве которых могут выступать крупные металлургические, нефтедобывающие, горнодобывающие, сельскохозяйственные и иные предприятия. В советские времена такие предприятия очень часто осуществляли в числе прочего обслуживание всей инфраструктуры поселений, на территории которых осуществляли деятельность. В том числе содержали теплосети, обслуживали многоквартирные дома и т.п. Многие из этих предприятий являлись основным потребителем воды, тепла, электроэнергии, на многих из них имеются, например, собственные котельные, которые обеспечивают горячей водой не только собственное предприятие, но и всё поселение.

    После ликвидации СССР ряд таких предприятий продолжили заниматься вопросами ЖКХ, выделив в своём составе соответствующие отделы: например, подразделения, обслуживающие котельные, стали исполнять функции РСО, подразделения, осуществляющие содержание и текущий ремонт МКД, стали исполнять функции УО. С течением времени, с появлением нормативной базы, регламентирующей деятельность организаций жилищной сферы, вносились соответствующие изменения в Устав и иные документы предприятия, и к 2014-му году такие предприятия можно представить в виде некого холдинга, осуществляющего различные виды деятельности, в том числе деятельность по управлению МКД. При этом предприятие могло остаться единым юридическим лицом, без выделения из своего состава юридических лиц для реализации отдельных видов деятельности (в том числе деятельности по управлению МКД).

    Можно рассмотреть пример, в котором руководитель некого отдела ЖКХ градообразующего предприятия является суперпрофессионалом, обеспечивающим высокое качество управления МКД. При этом необходимо учесть, что при огромном обороте и рентабельности всего предприятия в целом, отдел ЖКХ имеет мощный финансовый ресурс, позволяющий обеспечивать высокое качество работы даже в условиях высоких неплатежей и иных финансовых потерь. Нахождение в составе этого же предприятия котельной, позволяет перевести довольно сложные проблемные отношения «УО - РСО» в рамки взаимодействия между подразделениями одной компании.

    Теперь представим, что руководитель компании обязан пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат. А ведь основной профиль предприятия - не ЖКХ. Предположим, это металлургическое предприятие, генеральный директор которого несколько десятков лет занимается исключительно металлургией. И вот этому почётному металлургу, заслуженному деятелю российской металлургии предлагают пройти экзамен на знание жилищного законодательства. Вероятность, что он такой экзамен не пройдёт, довольно высока.

    Последствия представляются довольно плачевными, причём, в первую очередь, для жителей поселения. В связи с утратой градообразующим предприятием права осуществлять деятельность по управлению МКД, орган местного самоуправления проведёт конкурс по отбору УО, либо собственники помещений проведут общее собрание и изберут УО. Избранная УО уже не будет обладать ресурсами градообразующего предприятия, кроме того, неизбежно возникновение проблем новой УО и этого самого предприятия, которое будет выступать теперь в качестве РСО. И даже при переходе сотрудников отдела ЖКХ градообразующего предприятия в новую УО, возможен серьёзный управленческий кризис, связанный с изменением структуры и системы работы. И т.д. и т.п.

    Гораздо логичнее в приводимом примере аттестовать руководителя отдела ЖКХ, который с высокой вероятностью пройдёт экзамен, получит аттестат и продолжит руководить деятельностью по управлению МКД, оставаясь в составе градообразующего предприятия с его огромными финансовыми, трудовыми, административными ресурсами.

    И закон о лицензировании деятельности по управлению МКД (255-ФЗ от 21.07.2014) эту логику не нарушает.

    Итак, согласно ст.193 ЖК РФ, для получения лицензии на управление МКД необходимо наличие квалификационного аттестата должностного лица (не обязательно руководителя! ).

    Для понимания того, какие же требования предъявляются к претендентам на получение квалификационного аттестата, наиболее правильным представляется анализ законодательства.

    Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
    претендентам на получение квалификационного аттестата
    (должностным лицам соискателей лицензии,
    ответственным за деятельность по управлению МКД)

    воспользоваться специальным Интернет-сервисом
    по подготовке к квалификационному экзамену

    1.Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 192 ЖК РФ)

    Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

    2.Срок на который предоставляется лицензия

    Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

    3.Лицензионные требования (ст. 193 ЖК РФ)

    1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

    1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

    2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

    3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

    5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

    6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации,;

    6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ (размещения в системе ГИС ЖКХ);

    7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

    (отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

    4.Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

    Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

    Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

    1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

    2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

    5.Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (статья 198 ЖК РФ)

    Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

    В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

    Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки , утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

    6.Возникновения права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом

    При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ.

    7.Исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора

    В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 статьи 198 ЖК РР случая принятия решения.

    В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

    В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (применяется по истечении 10 дней со дня утверждения Правительством РФ перечня грубых нарушений лицензионных требований).

    В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

    В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

    8.Основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению домом

    Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

    С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

    В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

    9.Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

    Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

    10.Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии

    Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

    11.Прекращение действия лицензии

    Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

    12.Исполнение обязанности по управлению многоквартирным домом лицензиатом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации

    Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

    1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФобязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

    2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

    4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

    13.Полномочия лицензионной комиссии

    1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

    2) принятие квалификационного экзамена;

    3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

    4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) согласно ст. 192 ЖК РФ подлежит обязательному лицензированию и осуществляется на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора — государственной жилищной инспекцией субъекта РФ (далее — жилищная инспекция) по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

    В соответствии с ч. 1 ст. 193 ЖК РФ к управляющим организациям — соискателям лицензии, а также управляющим организациям, имеющим лицензию (далее — лицензиаты), предъявляются следующие лицензионные требования:

    1) обязательная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению МКД не допускаются;

    1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее;

    Внимание

    Новое лицензионное требование введено с 11 января 2018 года федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ (далее — Закон N 485-ФЗ). Лицензиаты, не соответствующие этому требованию на 11.01.2018 в течение шести месяцев (по 11 июля 2018 года) обязаны внести изменения в свои учредительные документы и, соответственно, переоформить лицензию (ч. 8 ст. 5 Закона N 485-ФЗ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    2) наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата. Должностными лицами лицензиата или соискателя лицензии являются:

    — единоличный исполнительный орган юридического лица, управляющего МКД;

    — руководитель юридического лица, управляющего МКД, или его филиала;

    — индивидуальный предприниматель, управляющий МКД;

    — единоличный исполнительный орган юридического лица или индивидуальный предприниматель, которым на договорной основе переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, управляющего МКД.

    Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, а также форма квалификационного аттестата утверждены приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр;

    Примечание

    Никаких требований ни к уровню образования (среднее, высшее), ни к квалификации (бакалавр, специалист, магистр), ни к специальности (экономист, юрист, строитель) должностных лиц лицензиата или соискателя лицензии законодательством не установлено.

    3) отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии (см. п. 2) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций (см. п. 1 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) информации о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии. Отметим, что в данном пункте речь идет о руководителе управляющей организации, поскольку именно руководитель является единоличным исполнительным органом этой организации;

    5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (сайт Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru);

    6) соблюдение лицензиатом требований, установленных к раскрытию информации. Управляющая организация в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утв. постановлениемПравительства РФ от 23.09.2010 N 731.

    Приведенный перечень лицензионных требований является открытым. Иные дополнительные лицензионные требования установлены п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110. К числу таких требований относится, например, выполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (см., например, постановление Волгоградского областного суда от 06.09.2016 по делу N 4А-898/2016, постановление Тверского областного суда от 29.09.2016 по делу N 4А-525/2016).

    Соответствие лицензиата лицензионным требованиям проверяется в ходе лицензионного контроля, проводимого жилищными инспекциями как при получении лицензии, так и в последующем, при осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению МКД. Лицензионный контроль проводится на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положений ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Особенности проведения внеплановой проверки при лицензионном контроле установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Названной нормой регулируется порядок проведения внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в жилищную инспекцию обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований. В указанных случаях внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

    Отметим, что нарушение лицензионных требований не является основанием для аннулирования лицензии или прекращения ее действия иным способом. Вместе с тем за выявленное нарушение лицензионных требований — осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, а также с нарушением лицензионных требований управляющей организации грозит административная ответственность, предусмотренная 14.1.3 КоАП РФ (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2735-О, постановления Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 44-АД16-15, Самарского областного суда от 30.05.2016 по делу N 4А-613/2016).

    Если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пп.1 — 5 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа ГЖН из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ). Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению МКД. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (ч. 6 ст. 198ЖК РФ). Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 198 ЖК РФ если собственники помещений приняли решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД такой дом из реестра лицензий не исключается.

    Права и обязанности

    соискателей лицензий, лицензиатов и должностных лиц подразделений лицензирующего органа


    Права и обязанности должностных лиц подразделений лицензирующего органа при осуществлении .

    Должностные лица ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений, осуществляющие государственную функцию (далее - должностные лица подразделений лицензирующего органа), при исполнении государственной функции обязаны:

    своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

    при проведении проверки в рамках исполнения государственной функции соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата;

    проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, специального подразделения о ее проведении (далее - распоряжение о проведении проверки) в соответствии с ее назначением;

    проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку только - при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения о проведении проверки;

    осуществлять проверку в соответствии с принципами законности и презумпции добросовестности;

    не препятствовать лицензиату (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    представлять лицензиату (иному уполномоченному им лицу) при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

    знакомить лицензиата (иного уполномоченного им лица) с результатами проверки;

    учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата;

    запрашивать у лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для проведения проверки и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

    применять меры по пресечению и привлечению виновных лиц в их совершении к в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 01.01.01 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

    не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    перед началом проведения выездной проверки по просьбе лицензиата (иного уполномоченного им лица) ознакомить его с положениями настоящего Административного регламента;

    осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

    При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к требованиям в области лицензируемой деятельности;

    осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку, в случае отсутствия при ее проведении лицензиата (иного уполномоченного им лица);

    требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

    распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 01.01.01 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа вправе истребовать документы и информацию, необходимую для осуществления государственной функции.


    Права и обязанности лицензиата, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору)

    Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки имеет право:

    присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    получать от должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку;

    обжаловать действия (бездействие) должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении документарной проверки обязан предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим документарную проверку, сведения и документы, относящиеся к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения зданий и сооружений.

    Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан:

    предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

    обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам подразделений лицензирующего органа и участвующим в выездной проверке экспертам, представителям экспертных организаций на территорию, в здания, сооружения, помещения, а также к оборудованию, используемому лицензиатом в ходе осуществления деятельности;

    предоставить по запросу должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, сведения об используемой продукции и сертификатах, применяемых при осуществлении лицензионной деятельности, а также сведения об объектах, на которых лицензиат по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

      Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов (статья 7 Федерального закона от 4 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных ")

    1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

    1) запрашивать у органов государственной власти, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

    3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

    4) применять меры по пресечению и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

    1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

    2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

    3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

    Ответственность должностных лиц лицензирующего органа

    за решения и действия, принимаемые ими в ходе предоставления услуги

    4.9. Нарушение должностным лицом порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.11 регламента, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение на должностное лицо в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    4.10. Требование должностным лицом документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    4.11. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению -

    влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Лицензирующий орган не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, а также:

    1) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственных и муниципальных услуг, в соответствии с актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

    2) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".