Конечная цель преобразовательной деятельности человека. Правила и примеры выполнения заданий части "с". Задания для систематизации материала

Составные задания с фрагментами оригинальных текстов (вариант С)

Текст №1

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью./…/машина не цель. Самолет –не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

/…/Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу- прокладывали железные дороги, строили заводы, бурлили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям./…/

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека- создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен

был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий/…/. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным- уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитое и гармоничное единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда нечего уже прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития -это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий мало –помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же приме ельна и машина- пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А.де Сент-Экзюпери)

1.Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2.Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3.Можно ли запе ленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4.Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Текст № 2

Закон РФ «Об образовании» (извлечения)

Статья 14.Общие требования к содержанию образования

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства;

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3.Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6.Образовательные учреждения в соответствии со своими целями и задачами может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

1.Какие ориентиры ставит перед содержанием образования Закон РФ?

2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

3.Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

4.Как вы понимаете мысль, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? В подтверждение своего ответа приведите три примера.

Текст №3

Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной /…/ Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными /…/; здесь развертывается производство идей/…/;здесь в значительной степени происходит и их потребление /.../

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания и его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях в распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства -производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распределения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно-самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

1.Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

2.Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

Текст №4

Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь ввиду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность- явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но и еще явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводил. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.

(В.И.Карпец)

2.Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3.Опираясь на текст и знания обществознания, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4. Опираясь на знания обществознания, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

Текст №5

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказания влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни –государством.

Итак «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается,с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, - посредством этого подчинения- в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

1.Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

2.С опорой на текст и знания обществознания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

3.Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

4.Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

Текст №6

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений выступает эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция- это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии.

В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий- уровень нравственности в обществе. По- видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А.Б.Безбородов, В.П.Филатов и др.)

2.Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

3.Проиллюстируте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

4.Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

Текст №7

Первый вопрос, на котором я остановлюсь - это вопрос о значении категории деятельности для понимания психики,сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один их них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей. воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель - субъективное переживание».

В бихевиоризме,т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул-реакция».

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой- пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, -от его деятельности.

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягченном грунте будут отпе ываться следы, на слежавшемся- нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.

/…/ эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность….

Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность /…/ перед психологией выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, /…/ а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

(А.Н.Леонтьев)

1.О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающего сущность каждого из них.

3.Какой подход к пониманию психики, сознания человека разделяет автор? С опорой на текст сформулируйте любые три принципиальных положения этого подхода.


Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

Целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

Практическая полезность (Самолет - не цель, он всего лишь оружие. Такое оружие, как и плуг. Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело скромней и незаметней)

Творческая, созидательная деятельность (Все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами... проявляются во внешней простоте...)

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания ответ
деятельность
творчество
В;Б;А
потребности
цель
1,2,4
1-А;2-Б;3-В
1,2,4
Б;А;В
д),е)
2,5
В;А;Б;В;А
мотивы
2,4,5
БААБ
ВАБВ
1,4,6,9
личность
навыки
умения
1)биологический, 2)личность, 3)общественной
Талантом
1,2
нравственный выбор
смысл жизни
В;Б;А;Е;Г;Д
А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е
В;Г;Б;А
1,5
2,4
3,4,7,8,9
2,3,4

Часть 3. Уровень С.

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь."

(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

1. Инженеры, конструкторы карась или механизм крепления. Урвановесили крыло. Создали первозданную чистоту и плавность линий физюляжа самолета. 2. Может прокладка ж/д дорог и постройка заводов - материально поеобразовательная деятельность. А работа инженера над чертежами - творческая(ведь он вначале обдумывает и представляет все в мыслях) 3. Можно. Ведь конструкторы и инженеры приминали фантазию и воображение в своей деятельности. А также создали нечто новое, нестандартное. Определение- это деятельность порождающая нечто новое, ранее не существовавшее. А так же комбинат руки уже известные знания ради нового результата. 4. ....по мнению автора является изобретение (предмет, ...) доведенный до совершенства, будто созданный самой природой.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолёт – не цель, он всего

лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что всё это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)

Даже машина, становясь совершеннее, делает своё дело всё скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы всё стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолёта, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертёжников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикреплённое к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

С3. Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

С4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Ребят мне нужно ваше мнение (только положительные) о Марине Кажевниковой)) не для кого уже не секрет,что она стала депутатом,вот я и хочу пожалуйста помогите,нужна помощь конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных

народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные.. Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым. <...>
Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,

3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6.Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить» .
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.


Ответы:

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения
.
СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь ; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).